На главную страницу
Август 2005

Избранный Господом

28 июля наш город посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Второй визит Его Святейшества на Серпуховскую землю стал уникальным событием этого года. После встречи с ним многие люди захотели больше узнать о личности нашего Патриарха.

Святейший Патриарх Алексий II (в миру Алексей Михайлович Ридигер) родился 10/23 февраля 1929 года. Его отец, Михаил Александрович, происходил из старинной петербургской семьи, представители которой проходили славное поприще военной и государственной службы (среди них генерал-адъютант граф Федор Васильевич Ридигер — герой Отечественной войны 1812 года). Из-за революции 1917 г., Михаил поселился в новообразованном государстве Эстония, где в 1926 году сочетался браком с Еленой Иосифовной Писаревой, уроженкой Ревеля (Таллина). Святейший Патриарх Алексий вспоминает: "Я был единственным сыном у родителей, мы жили очень дружно. Нас связывала крепкая любовь..."

В семье будущего Первосвятителя царил дух русской православной церковности, когда жизнь неотделима от храма Божия и семья воистину является домашней церковью. Уже шестилетним мальчиком он выполнял свое первое послушание — разливал крещенскую воду, и твердо знал, что станет священником. Ежегодно совершая паломничества в Пюхтицкий Свято-Успенский женский и Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастыри, родители будущего Святейшего Патриарха брали мальчика с собой. Алеша на всю жизнь запомнил встречи с духоносными насельниками обители, с некоторыми вел переписку. С пятнадцати лет Алексий был иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского; + 1946), а затем и у епископа Исидора, своего духовного отца.

В 1945 году, когда в Эстонию вошли советские войска, таллинский Александро-Невский собор, прихожанами которого до войны были родители будущего Патриарха, возвратили Церкви. Иподиакону Алексию было поручено привести его в порядок и подготовить для возобновления в нем богослужений. Первое богослужение в соборе состоялось уже на Пасху 1945 года, там Алексий был псаломщиком, а затем ризничим.

В 1946 году Алексий Ридигер сдал экзамены в Петербургскую (Ленинградскую) Духовную семинарию, но не был принят, поскольку ему в то время еще не исполнилось восемнадцати лет. В следующем, 1947 году он был зачислен сразу на 3-й курс Семинарии, которую окончил по первому разряду в 1949 году. Будучи на первом курсе Петербургской Духовной академии, 15 апреля 1950 года он был рукоположен во диакона, а 17 апреля 1950 года — во священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллинской епархии. Три с лишним года он совмещал служение приходского священника с учебой в Академии (заочно). Этот первый приход в жизни будущего Первосвятителя запомнился ему особо: здесь он соприкоснулся со многими человеческими трагедиями — в шахтерском городке они случались нередко.

В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия за курсовое сочинение "Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист".

15 июля 1957 года отец Алексий был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и в течение года совмещал служение в двух храмах. 17 августа 1958 года отец Алексий был возведен в сан протоиерея.

В 1959 году в праздник Преображения Господня умерла мать Святейшего Патриарха. Ей в жизни выпал трудный крест — быть женой и матерью священника в атеистическом государстве. Надежным прибежищем и утешением была молитва — каждый день Елена Иосифовна читала Акафист перед иконой Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Отпевали матушку Елену в Тарту, а похоронили в Таллине, на Александро-Невском кладбище — месте упокоения нескольких поколений ее предков. Менее чем через полтора года, 3 марта 1961 года, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексий Ридигер принял монашеский постриг.

Вскоре постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий был возведен в сан архимандрита. Это было нелегкое время — разгар хрущевских гонений. Газеты, радио и телевидение извергали потоки хулы и клеветы на веру и Церковь, а власти и "общественность" травили и преследовали христиан. По всей стране шло массовое закрытие храмов. Резко сократилось и без того малое число Духовных учебных заведений.

3 сентября 1961 года архимандрит Алексий вступил под своды родного ему с детства Александро-Невского собора в Таллине — в этот день совершилась его хиротония во епископа Таллинского и Эстонского.

Уже в самом начале своего архиерейского служения молодой епископ столкнулся с решением местной власти о закрытии и передаче под дом отдыха Пюхтицкого Успенского монастыря. Однако ему удалось убедить советское начальство в невозможности для епископа начинать служение с закрытия обители. В начале 1962 года, будучи уже заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений, епископ Алексий привез в монастырь делегацию Евангелической Церкви Германии. В то время его отец лежал с инфарктом, но епископ должен был сопровождать иностранных гостей — ведь речь шла о спасении обители. Вскоре появились восторженные отзывы о Пюхтицком монастыре в газете "Neue Zeit". Потом была еще одна делегация, третья, четвертая, пятая... И вопрос о закрытии обители был снят. Протоиерей Михаил Ридигер скончался 9 мая 1962 года и был похоронен рядом с матушкой на Александро-Невском кладбище Таллина.

За 25 лет епископского служения Владыки Алексия в Эстонии ему, с Божией помощью, многое удалось отстоять. 23 июня 1964 года епископ Алексий был возведен в сан архиепископа и в конце 1964 года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода. Святейший Патриарх вспоминает: "В течение девяти лет я был близок к Святейшему Патриарху Алексию I, личность которого оставила в моей душе глубокий след. На его долю выпали революция, гонения, репрессии, потом, при Хрущеве, новые административные гонения и закрытие храмов. Скромность Святейшего Патриарха Алексия, его благородство, высокая духовность — все это оказывало на меня огромное влияние".

25 февраля 1968 года архиепископ Алексий был возведен в сан митрополита. 18 июня 1971 года во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года он был удостоен нрава ношения второй панагии. В 1984 году Владыке Алексию было присвоено звание доктора богословия за трехтомный труд "Очерки по истории Православия в Эстонии".
23 декабря 1980 года Владыка Алексий был назначен председателем организационной группы Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. В мае 1983 года решением Правительства СССР для создания Духовно-административного центра к 1000-летию Крещения Руси состоялась передача Русской Православной Церкви Свято-Данилова монастыря — первого московского монастыря, основанного святым благоверным князем Даниилом в XIII веке. В 1920-х годах эта обитель была твердыней Православия. Советская пропаганда вещала о великодушной "передаче архитектурного памятника-ансамбля". На деле Церковь получила груду развалин и промышленного мусора. Митрополит Алексий был назначен председателем комиссии по возрождению монастыря. Прежде воздвижения стен на разоренном месте возобновилось монашеское делание. Молитвы и добровольный самоотверженный труд православных в кратчайшие сроки подняли из руин московскую святыню.

9 июня 1986 года Владыка Алексий был назначен на вторую по значению кафедру Русской Православной Церкви — Петербургскую (в то время Ленинградскую) с поручением управлять Таллинской епархией. Вначале он столкнулся с полным игнорированием Церкви городскими властями, ему не разрешили даже нанести визит председателю Ленгорсовета — уполномоченный Совета по делам религий жестко заявил: "Этого в Ленинграде никогда не было, и быть не может". Но уже через год этот же самый председатель при встрече с митрополитом Алексием сказал: "Двери Ленинградского совета открыты для Вас днем и ночью". Вскоре представители власти сами стали приезжать на прием к правящему архиерею — так был сломан советский стереотип.

За время управления Петербургской епархией Владыке Алексию удалось сделать очень многое: были восстановлены и освящены часовня блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Иоанновский монастырь на Карповке, совершилась канонизация блаженной Ксении Петербургской. Стали возвращаться Церкви святыни, храмы и монастыри, в частности были возвращены святые мощи благоверного князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

Возрождать церковную жизнь уже во всероссийском масштабе предстояло будущему Первосвятителю нашей Церкви в его Патриаршем служении. 3 мая 1990 года почил о Господе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Для избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви был созван внеочередной Поместный Собор. 7 июня 1990 года колокол Троице-Сергиевой Лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха.

Одно за другим следовали события воистину промыслитсльные: обретение мощей преподобного Серафима Саровского, торжественный перенос их в Дивеево, когда по предсказанию святого среди лета запели Пасху; обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского и возвращение их в Белгород, обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона и торжественное перенесение их в Большой собор Донского монастыря, обретение в Троице-Сергиевой Лавре мощей святителя Московского Филарета и преподобного Максима Грека, обретение нетленных мощей преподобного Александра Свирского. Эти события свидетельствуют о благословении Божием на служение Патриарха Алексия II.

Символом возрождения Русской Церкви в 1990-х г.г. стало восстановление в Москве Храма Христа Спасителя, разрушенного безбожниками именно как символ церковной и государственной мощи России. На Пасху 1995 года Святейший Патриарх в сослужении многочисленного духовенства совершил первое богослужение после закладки Храма Христа Спасителя — пасхальную вечерню. Еще не было ни стен, ни сводов, богослужение проходило под открытым небом. Темпы строительства удивляли всех — к Пасхе 1996 года Храм уже возвышался над Москвой, сияя золотыми куполами.

Важной частью служения Святейшего Патриарха Алексия стали поездки по епархиям, которых он совершил уже более ста. 4 — 5 часовые богослужения, встречи с людьми, посещение больниц и интернатов. Многие удивляются, как у Святейшего Патриарха хватает сил выдерживать такие колоссальные нагрузки, когда даже молодые, сильные люди, сопровождающие его в поездках, безмерно устают. Но Господь хранит Своего верного служителя, молитвенника и ходатая за всю Русскую землю, и дает ему силы.
За время Патриаршего служения нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви было образовано большое число новых епархий — их уже около 70 на территории нынешней Российской Федерации и более 120 — вместе с ближним и дальним зарубежьем; возобновлена монашеская жизнь более чем в 450 монастырях (в конце 1980-х годов их было 19), открыто более 50 Духовных учебных заведений. В Москве ныне более 350 действующих храмов вместо 45 в недалеком прошлом.

Ныне под омофором Святейшего Патриарха Алексия II, молитвами иже во святых отца нашего Алексия, Святителя Московского, совершается духовное возрождение России.

© Православный Серпухов