На главную страницу
Июнь 2005

Откуда взяться скромности?

Когда дети маленькие — они живут глазами, в них светится не только чистота души, но и отражается наша действительность. Выбирая ребенку книгу для чтения, мы, конечно, обращаем внимание на иллюстрации. Времена меняются, меняются картинки в наших любимых книгах, и часто не в лучшую сторону.

Замутненные страстями глаза некоторых "детских" художников навязывают читателям образы, которые выдает на бумагу их нечистая душа. Ни мастерства, ни красоты, ни правильных отношений между юношей и девушкой, например, мы не увидим у таких иллюстраторов.

Русские сказки — богатство смыслов и образов. Пролистывая книги 50-х годов прошлого века, удивляешься, как точно рисунок передает дух сказки. Скромность Хаврошечки, ее опущенный взор, ее внутренняя красота, отразившаяся в позе девушки — так нарисовать мог только духовно богатый человек. Такой художник имеет право тиражировать свое искусство, потому что глаза ребенка не пачкаются об изображение, а отпечатывают в памяти определенный образ поведения. Разве могла русская девушка так смотреть на своего суженого, как это изображено художниками в книге "Золотые русские сказки" (Изд. "Белфакс", 2002 г.)?
Сказка "Золушка" сейчас больше известна детям не по нашему замечательному мультфильму, а по — диснеевскому. Имея такие образы перед глазами, интересно заглянуть во французскую книгу начала XX века. Книга замечательно издана, в дорогом переплете, с золотым корешком, иллюстрирована гравюрами. Сразу становиться понятно, что, глядя на такие картины, дети вырастали с одухотворенными лицами, больше похожими на лики ангельские.

Например, в сказке "Спящая красавица" не изображается в тончайших подробностях, — каким образом принц пробудил девушку ото сна, дабы не развивать в детях нехорошее любопытство. Вроде бы мелочи, но если их не замечать, то дети складывают в своей душевной копилке совсем не то представление о взаимоотношениях юноши и девушки, какие нам хотелось бы.

Даже такая нейтральная книжка, как "Алиса в стране чудес" может быть иллюстрирована на удивление вульгарно, как это было сделано А. Шахгелдяном (изд. "Эксмо", 2003 г.). Английские благовоспитанные девочки времен Льюиса Кэрролла, скорее всего так себя не вели. Люди конца XIX века хорошо понимали, что воспитание — это не только накопление знаний, и развитие ума и тела, а питание и возрастание души.

Святитель Кирилл Иерусалимский писал в свое время (IV век): "Не говори мне, что тело виновно в грехе. Ибо если тело виновно в грехе, то почему не грешит мертвый? Вложи меч в руку только что умершего; убийства не будет. Пусть все красоты явятся перед уже умершим молодым человеком; желания греха в нем не появится. Почему? Потому что тело не грешит само по себе, но душа грешит посредством тела. Апостол Павел сказал: не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога (1 Кор. 6, 19)? Итак, храни тело твое, так как оно есть храм Духа Святого. Не клади пятен на сию прекрасную одежду твою. Если же и запятнал, то очисти ее покаянием, измойся, доколе есть время".

Светлана Колосова

© Православный Серпухов