На главную страницу
Май 2005

Загадка обретения мощей

На Руси святителя Николая всегда любили чрезвычайно и торжественно праздновали его память два раза в год: зимой и летом. Существует даже такое мнение: Никола зимний изображен на иконе в "шапке" (митре), а Никола летний — с непокрытой головой. Это, конечно, шутка. 6/ 19 декабря Святая Церковь отмечает его переход в мир иной, а 9/22 мая — перенос мощей святителя из Мир Ликийских, где он при жизни был архипастырем, в город Бар. Слово "перенос" можно смело поменять на слово "похищение", так как история тогда разыгралась просто детективная.

Жизнь в Мирах, на окраине Византийской империи (Миры — ныне город Дембре на юге Турции), в XI веке была неспокойной. Ликия подвергалась бесчисленным нападениям сельджуков. Жителям Мир то и дело приходилось скрываться в горной части области.
У латинян шла настоящая охота за святынями. Считалось, как бы ты мощи ни достал — они тебя все равно будут спасать. Бари был очень крупным портовым городом. Венеция — полукупеческой-полупиратской морской державой. Оба города хотели завладеть мощами свт. Николая как покровителя мореплавателей.

По латинским хроникам, баряне два раза приезжали за мощами, а не один, как написано в славянских повествованиях о перенесении мощей святителя Николая. В 1087 году баряне везли хлеб в Антиохию (Западную Сирию). Проплывая мимо Мир, отправили разведку, которая быстро вернулась, так как город был заполнен сельджуками-завоевателями. Они хоронили своего полководца. Высадиться на берег было нельзя, и баряне поспешно отплыли...

В Антиохии они продали зерно, а на обратном пути опять заехали в Миры. На этот раз никого из сельджуков они не встретили. Да и жителей Мир в городе было немного, большинство под угрозой набегов предпочло переселиться в горы. В храме свт. Николая оставались четыре монаха. Барийский отряд вошел в храм, и под угрозами один из монахов показал, где находится святыня.

К моменту прибытия барян его мощи покоились под спудом, в одном из приделов под полом, украшенным мозаикой. Баряне разбили эту мозаику ломом, один из моряков спустился в гробницу и, увы, встал прямо на благоухающие миром святые останки и повредил их. Мощи по частям поднимали и укладывали в священнические одежды. Главу святого и многие другие фрагменты скелета перенесли на корабль. Но полностью забрать мощи не удалось, так как мореплаватели торопились и опасались, что ликийцы спустятся с горы в город и воспрепятствуют похищению мощей. Но несколько десятков жителей Мир все же успели добежать до кораблей барян. Сил у византийцев было недостаточно, чтобы вступить борьбу с вооруженным отрядом моряков, но плач стоял великий. В результате баряне оставили икону святителя Николая, которую сначала захватили, и пожертвовали весьма значительную сумму денег храму великого чудотворца.

То, как выглядело, согласно древним хроникам, перенесение мощей из Мир в Бари, очень трудно описать в агиографическом стиле как благочестивое событие с участием людей, благоговейно радеющих о святыне. На самом деле это было похищение. Хотя к тому, что мощи оказались в Бари, следует отнестись как к милости Божией. Если бы не набег барян, бесценная христианская святыня, вероятнее всего, была бы утрачена в ходе завоевания Византии Османской империей.

Составлено по статье А. В. Бугаевского
("Нескучный сад", № 1 (12) 2005)

© Православный Серпухов