На главную страницу
Апрель 2005

Я шел с Евангелием и не боялся...

Имя подвижника земли Русской архимандрита Кирилла (Павлова) знает любой православный христианин. Богодухновенный старец, снискавший благодать Божию на поле брани, духовник Троице-Сергиевой Лавры, этот любимейший пастырь Русской Православной Церкви и по сей день молится за нас, сражаясь с лютым недугом, постигшим его.

Отец Кирилл (Павлов Иван Дмитриевич) — из крестьян Рязанщины, родился в Касимове в 1919 году. Окончил политехнический техникум. Был призван в армию на Дальний Восток. После начала Великой Отечественной войны он воевал, был ранен, лежал в госпитале. Попал в самое пекло, в осажденный Сталинград, где и места живого не было. Держал оборону ставшего неприступной крепостью "дома сержанта Павлова". Эта оборона всего лишь одного дома в Сталинграде длилась больше, чем было потрачено времени немцами для того, чтобы оккупировать такую страну, как Голландия. Вот как о той поре вспоминает сам батюшка Кирилл: "После освобождения Сталинграда нашу часть оставили нести караульную службу в городе. Здесь не было ни одного целого дома. Был апрель, уже пригревало солнце. Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе — книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война? Почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь... Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся. Дошел до Австрии.

После Сталинградской битвы, когда мы прибыли в тамбовские леса на отдых, в один воскресный день я пошел в Тамбов. Там только что открыли единственный храм. Собор весь был голый, одни стены... Народу — битком. Я был в военной форме, в шинели. Священник, отец Иоанн, который стал впоследствии епископом Иннокентием Калининским, такую проникновенную речь произнес, что все, сколько было в храме народа, навзрыд плакали. Это был один сплошной вопль... Стоишь, и тебя захватывает невольно, настолько трогательные слова произносил священник.

...Если и волос с нашей головы не упадет без воли Божией, то тем более — война. Это попущение Божие за нашу безнравственность, за наше безбожие, отступление. Господь попустил, чтобы это пресечь, потому что пытались совсем задушить веру. Храмы все закрыты. Думали, покончили. Нет! Не тут-то было! Трудно идти против рожна. Так и в будущем. Господь знает, чем смирить врагов. Попустил военные испытания, и вынуждены были вновь открыть храмы. Потому что этого требовал народ...
Сегодняшний хаос — это тоже, конечно, попущение Божие. И все эти войны на окраинах России — тоже. Если народ не опомнится, глубоко не раскается, не прекратится разложение нравов, то хорошего ждать нечего. Можно ждать только гибели. Разве допустимо, чтобы в нашей стране, на Руси святой, сейчас дали свободу бесовщине. Колдуны, маги, экстрасенсы, секты различные... Это, естественно, подвигает Божию правду на гнев. Господь с этим не может мириться. В Евангелии говорится: "Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим. 1, 18)".
Зная твердую позицию батюшки по всем жизненно важным вопросам, особенно вопросам, касающимся жизни Церкви, хотелось бы привести ряд его высказываний. "Самое главное — надо любовь хранить. Не нужно никакой вражды, никаких расколов учинять. Враг боится мира. Вражда — самое испытанное его средство. Поэтому желаю вам, чтобы братство было единодушное. Снисходили бы друг к Другу, прощали бы друг другу. Как апостол Павел сказал: "Возлюбленные и избранные Божие, облекитесь в милосердие, в благость, в смиренномудрие, в кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно обиды, жалобы".

...Немцам не удалось занять Сталинград, но сержант Иван Павлов попал тогда в плен. Чудесным образом молодому солдату удалось освободиться из фашистских застенков. Истоки этого чуда таковы: двенадцати лет лишился Иван родителей, рос сиротой, воспитывала мальчика бабушка. Она надела на шею внуку образок Иверской Божией Матери, и он никогда не расставался с ним. Во время пленения Ивану Дмитриевичу Павлову наяву явилась его старенькая любимая бабушка и открыла узнику путь к спасению. Так, Пресвятая Богородица спасла жизнь будущему духовнику трех патриархов, истинному духовному пастырю нашей Родины, борцу за правду и за Христа, человеку несгибаемой воли, мужества и святого молитвенного подвига.

Д. А. Комков

© Православный Серпухов