Дайте нам, Кому поклониться!
Диакон Андрей Кураев очень много работает со студенческой молодежью, путешествует по стране по зову неспокойных сердец, и пишет книги для тех, у кого много вопросов. Исходя из опыта общения с молодыми людьми, отец Андрей пришел к простому выводу, что задержать молодежь в храме может только активная жизнь, наполненная деятельным служением Богу и ближнему. Прислушаемся к его предложениям, и даже попробуем реализовать их в наших храмах.
Приобщить молодежь к церкви не трудно, трудно ее там задержать. Дело в том, что молодой человек должен что-то делать, он не может просто работать подсвечником в храме. Надо придумать для него работу, зону его ответственности, чтобы каждый молодой человек понимал — это мое и что-то от меня зависит в жизни церкви. Оттого в большинстве наших храмов число молодых прихожан в точности равняется числу алтарников.
Посмотрите, как действуют сектанты: когда они завербовывают своего нового адепта, они сразу посылают его на проповедь. Зачем? Пусть этот неопытный проповедник ошибается, пусть набивает шишки, но зато каждая новая неудача будет заставлять его изучать глубже какую-то тему. А главное, он будет ощущать озвучиваемые им тезисы уже как свои, а не как что-то, что было ему навязано чужим дядей. Далеко не все методы сектантской пропаганды нам, естественно, следует заимствовать, но, сама по себе идея того, что молодым людям надо дать возможность для работы в Церкви, — вполне здрава...
Мне кажется, было бы здорово, если бы в наших храмах были введены послушания "акалуфов" — людей, стоящих у дверей. Эти молодые люди могли бы попарно дежурить у входа в храм, особенно в такие дни, когда могут зайти захожане (не прихожане, а захожане, люди, которые только еще прокладывают свою тропиночку в храм). В задачу дежурных молодых людей входило бы наблюдение за пришедшими, чтобы при случае подойти и спросить: "Не можем ли мы чем-то помочь, что-то рассказать?". Я помню свои первые месяцы в Церкви: как я хотел, мечтал, чтобы кто-то ко мне подошел, обратился, что-то объяснил.
Такое общение было бы полезно не только для тех, кто шел в храм; это было бы важно и для тех, кто уже в храме. Потому что эти молодые дежурные для ответов должны были бы изучать историю своего храма, сюжет и символ каждой иконки, которая в храме есть, должны были бы хорошо знать богослужение, историю и символику каждого песнопения. Они должны были бы уметь отвечать на основные недоумения, какие есть у людей по поводу нашей жизни и веры. И соответственно, это понуждало бы этих молодых дежурных лучше изучать Православие. И давало им возможность чем-то еще прикипеть к церковной жизни.
Очевидно, что человек, который дежурит у ворот, будет отвлекаться от молитвы; и наверно, для его духовного роста это малополезно. Поэтому мне кажется, что такие дежурные должны существовать в достаточно большом количестве. Не один человек должен постоянно стоять у дверей, а 5 — 6 таких сменных пар. Тогда каждый человек нес бы такое дежурство раз в месяц, а на остальных службах он мог бы спокойно молиться.
Еще я хотел бы обратить ваше внимание на то, что у словосочетания "тоталитарные секты" есть синоним: "югендрелигионен" — молодежные религии. Согласитесь, что бабушка — кришнаитка — это довольно редкое зрелище. Оказывается, именно тоталитарные секты, те секты, которые отнимают у человека свободу, вот именно они симпатичны молодежи! Эти секты спекулируют на юношеском стремлении к служению. По слову Достоевского "человек ищет, кому поклониться". И значит, если мы хотим, чтобы юные сердца шли к нам, мы должны предложить им именно служение.
Диакон Андрей Кураев
Из книги "Церковь и молодежь: неизбежен ли конфликт?" |