Житие священноисповедника Георгия Троицкого (1873-1931)
Умереть за веру можно тихо и для всех незаметно. Но Бог не дает забыть своих исповедников, и поставляет их светильниками на горе Святой веры. Совсем недавно открылись документы, рассказывающие о новомучениках Серпуховских, но уже во всех храмах их поминают за богослужением. Веруем, что они не оставляют нас своим небесным заступничеством и помогают возрождать православную веру в Серпухове. Пора узнать о них, и помнить не только о купцах Коншиных, построивших множество серпуховских храмов, но и о тех, кто в этих храмах служил до самого их закрытия, изгнания и поругания.
Священноисповедник Георгий Александрович Троицкий родился в 1873 году в деревне Дакищи Коломенского уезда Московской губернии. Окончил Московскую Духовную семинарию и учительствовал в церковно-приходской школе Николо-Угрешского монастыря. В 1898 году рукоположен во священника. Отец Георгий до 1903 года служил в различных селах Серпуховского района Московской области.
В 1903 году священноначалие назначило его в Спасский храм села Рай-Семеновское Серпуховского района. Каменная церковь в этом селе строилась за два периода с 1765 по 1783 год, нижний придел был посвящен святителю Дмитрию Ростовскому. В Спасском храме священник Георгий Троицкий прослужил до 1930 года и был последним в нем настоятелем. После ссылки священника храм был закрыт и разорен. Богослужения возобновились в нем в 90-х годах XX века.
Жители сел Рай-Семеновское, Станково и ряда других, входивших в приход Спасского храма, в 1929 году приняли решение о закрытии церкви. 18-летний комсомолец, председатель кружка местных безбожников, на заседании сельсовета поставил вопрос о вовлечении крестьянства в союз безбожников. Тогда же и был поставлен вопрос о закрытии церкви.
На Рождество Христово 1930 года сельсовет запретил отцу Георгию ходить по домам прихожан. "На рождественские праздники, — как рассказал впоследствии отец Георгий на допросе, — после службы я сообщил своим верующим о том, что есть слухи о закрытии храма, а также сообщил им, что есть постановление сельсовета, чтобы я на праздниках не ходил по приходу. Означенное сообщение я делал, чтобы поставить верующих в известность. Также мною было сказано о налогах, которые наложили на церковь, и как нужно поступить, так как в церкви денег нет. На мои сообщения верующие мне сказали, что как же могут закрыть церковь, когда есть верующие... просили меня, чтобы я ходил по приходу. Но, боясь, чтобы не получилось какой неприятности, я их просил, чтобы они написали заявление. Здесь же заявление было написано и подписано верующими".
В этих действиях священника власти увидели антисоветское выступление и начали расследование обстоятельств случившегося. Председатель Рай-Семеновского сельсовета, вызванный 22 января на допрос, засвидетельствовал, что "со стороны нашего священника антисоветских выступлений не наблюдалось". Несколько свидетелей сказали, что отец Георгий призывал оказать сопротивление намерениям власти закрыть в селе храм. На допросе отец Георгий виновным себя не признал, заявив, что "антисоветской деятельности не вел". 2 февраля 1930 года священник Георгий Троицкий был арестован и заключен в Серпуховский исправительно-трудовой дом.
В результате расследования было составлено обвинительное заключение, в котором вина священника была сформулирована так: "в январе 1930 года священник Троицкий в Рай-Семеновской церкви с амвона произнес речь, в которой жаловался на плохое житье, что церковь задавили налогами и т.д. Зажигательные слова Троицкого настолько подействовали на присутствующих, что последние учинили шум и делали всевозможные выкрики против отдельных представителей власти. Ввиду того, что по делу не собрано достаточно доказательств для предания виновного суду, дальнейшее следствие прекратить, но, принимая во внимание усилившуюся активность и сопротивление классовых врагов и социальную опасность обвиняемого, в порядке постановления ВЦИК от 20 марта 1924 года объявленного в приказе ОГПУ №142 от 2 апреля 1929 года дело по обвинению Троицкого Георгия Александровича направить в Особое Совещание при коллегии ОГПУ для внесудебного разбирательства". 23 февраля 1930 года был вынесен приговор: выслать через ОГПУ в северный край на три года.
После этапа в августе 1930 года отец Георгий вместе со священником Александром Державиным, также высланным ОГПУ в северный край, поселились на жительство в деревне Усть (верст 35 от Усть-Цильмы).
По приезде оказалось, что храма в селе нет, живут раскольники старообрядцы. Квартира, в которой поселились священники, приглянулась местному учителю, поэтому духовенство заставили с нее съехать и искать новую. Работать устроиться было негде, тяжелую физическую работу по возрасту отец Георгий выполнять не мог. Жили в большой нужде и тесноте. Порой есть было совсем нечего. На присылаемые деньги купить что-либо было негде.
6 августа 1931 года отец Георгий заболел. Прошло несколько дней, болезнь усилилась: открылась сильная рвота, боль в животе. Отец Георгий перестал есть и пить. В таком состоянии он пролежал несколько дней. Отец Георгий медленно угасал и 29 октября 1931 года он умер, предположительно от брюшного тифа.
Похоронили его селе Усть. Все время болезни за ним ухаживал священник Александр Державин, который и позаботился о его погребении. Чтоб рассчитаться за гроб пришлось продать местным жителям подрясник и сапоги отца Георгия. Отец Александр отпевал его, в дни памяти ходил служить панихиду на его могилу. Место погребения священноисповедника Георгия теперь неизвестно.
Память священноисповедника Георгия совершается в день его кончины 16 (29) октября, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).
Источники, использованные при составлении жития:
1. ГАРФ. Ф. 10035. Д. № 49451.
2. Дневник священника Державина Александра Сергеевича (1930-1933). Рукопись. |