На главную страницу
Март 2005

"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче..."

За четыре недели до начала Великого Поста Святая Церковь вводит в свои воскресные службы песнопение "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...", напоминая нам о приближающейся поре покаяния.

Но многим из нас не очень понятно — что это такое, как каяться, в чем? Люди покупают книжки с перечислением грехов, автоматически их переписывают, как отчет о "проделанной работе", и, уходя с Таинства Исповеди, не чувствуют очищения, радости духовной и решимости изменить свою жизнь. Пусть проповедь митрополита Антония Сурожского, сказанная в далеком 1972 году, послужит нам маленьким золотым ключиком к открытию дверей покаяния.

Когда мы поступаем нехорошо, когда говорим и думаем не должное, мы, если хоть немножко просветимся, начинаем чувствовать угрызения совести. Но угрызения совести это еще не покаяние; можно всю жизнь упрекать себя в дурных поступках и в злом слове, и в темных чувствах и мыслях — и не исправиться. Угрызение совести может из нашей земной жизни сделать сплошной ад, но оно не открывает нам Царствия Небесного. К нему должно прибавиться нечто другое: обращение к Богу с надеждой, с уверенностью, что у Бога хватит и любви к нам, чтобы простить, и силы, чтобы нас изменить.

Покаяние — это тот поворот жизни, оборот мыслей, перемена сердца, который нас обращает лицом к Богу в радостной и трепетной надежде, в уверенности, что хотя мы не заслуживаем милости Божией, но Господь пришел на землю не судить, а спасти, пришел на землю не к праведным, а к грешным.

Но обратиться лицом к Богу с надеждой, призывать Его на помощь — еще не все, потому что многое в нашей жизни зависит от нас самих. Христос нам говорит: Я тебя прощаю! А ты — из благодарности за такую любовь, не по страху, не ради того, чтобы себя избавить от муки, а потому что в ответ на Мою любовь ты способен на любовь, начни жить иначе...

И что же дальше? Первое, чему мы должны научиться, это принимать всю нашу жизнь: все ее обстоятельства, всех людей, которые в нее вошли — иногда так мучительно — принять, а не отвергнуть. Пока мы не примем без остатка все ее содержание, как от руки Божией, мы ни сможем освободиться от внутренней тревоги, плена и протеста. Жизнь не будет нам путем к вечности; мы все время будем искать чего-то, тогда как единственный путь — Господь Иисус Христос.

Мы окружены людьми, с которыми отношения наши порой бывают тяжки. Часто кажется: вот, если бы только можно было забыть обиду, тогда бы я простил, но я забыть не могу. Господи, дай мне забвение!... Но забыть — не значит простить. Простить — означает посмотреть на человека, как он есть, в его грехе, в его невыносимости, какой он есть для нас тяжестью в жизни, и сказать: я тебя понесу, как крест; я тебя донесу до Царствия Божия, хочешь ли того или нет. Добрый ты или злой — я возьму тебя на свои плечи и принесу к Господу и скажу: Господи, я этого человека нес всю жизнь, потому что мне было жалко — как бы он не погиб! Теперь Ты его прости, ради моего прощения!...

Если бы, когда человек слаб, мы его окружали заботливой, ласковой любовью, сколько людей опомнились, сколько людей стали бы достойны прощения, которое им дано даром...

Вот это путь покаяния: войти в себя, встать перед Богом, увидеть себя осужденным, не заслуживающим ни прощения, ни милости, и вместо того, чтобы, как Каин, бежать от лица Бога, обернуться к Нему и сказать: верую, Господи, в Твою любовь, верую в Крест Сына Твоего, — верую, помоги моему неверию!...

Пусть будет так, пусть начнется в жизни каждого из нас сегодня, сейчас хоть немножечко этот путь покаяния, потому что это уже начало Царствия Божия.

Митрополит Антоний Сурожский

© Православный Серпухов