На главную страницу
Февраль 2005

Где граница допустимого?

 
О работе секции "Православие и молодежная субкультура" в рамках
XIII образовательных Рождественских чтений
 

Работа секции "Православие и молодежная субкультура" носила яркий полемический характер. Извечный вопрос – где проходит граница между необходимым и недопустимым – так или иначе, волновал каждого из выступавших на этом собрании. Это и породило жаркую дискуссию, впрочем, носившую мирный характер и прошедшую в атмосфере любви и взаимоуважения. Данный факт уже сам по себе заслуживает внимания, т. к. свидетельствует, что Церковь – это не тоталитарная организация, не допускающая несвободы мнений (если, конечно, это не касается вопросов догматического порядка).

Понятно, что возраст, условно говоря, от 15-ти и старше (у кого насколько) – это тот период, когда вслед за телом в душе и сознании происходят революционные процессы, впоследствии имеющие своим результатом самый тяжелый в духовном плане багаж. "От юности моея мнози борют мя страсти..." И Церковь в лице пастырей, воспитателей и, конечно, родителей не должна оставлять своих чад один на один с этими внутренними катаклизмами, внешне выражающимися в активном неприятии всего, что можно определить словом "устои". С другой стороны, как найти дорогу если и не к сердцу, то хотя бы к рассудку молодого человека, изначально враждебно настроенного к любым назиданиям, поучениям и советам.

Вопрос языка, на котором следует вести этот диалог, один из самых актуальных. В частности, самым дискуссионным моментом, обсуждавшимся на этой встрече, был концерт "Рок к небу", не так давно прошедший в Санкт-Петербурге с участием легендарно известного диакона Андрея Кураева (сам он в своем выступлении пошутил, что после этого концерта его можно смело причислить к "легендам русского рока"). Для непосвященных: этот концерт организовали Санкт-Петербургская епархия и некоторые музыканты (Ю. Шевчук, К. Кинчев, В. Бутусов), в творчестве которых поиск христианского осмысления "вечных вопросов" занимает важное место. Именно эту сторону своего творчества они и продемонстрировали в рамках упомянутого концерта, перед началом которого выступил с кратким словом о. Андрей.

Он призывал всех миссионеров использовать те реалии современной жизни, которые волнуют молодежь, будь то Гарри Поттер, фильм "Титаник" или рок-культура. Если в них отыскать крупицу доброго и на ее примере построить проповедь, эта песня, фильм или книга может стать ключом к душе молодого человека. От себя же хочется заметить, что мне с трудом верится в результативность проповеди на рок-концерте. И даже если я ошибаюсь, совершенно определенно можно утверждать, что миссионерский талант о. Андрея – явление исключительное, и формы его работы тиражированию не поддаются.

Темой выступления известного филолога, профессора МДА Михаила Михайловича Дунаева было наличие недопустимого с его точки зрения стремления некоторых миссионеров заигрывать с поп-культурой. Такая проповедь приведет в конечном итоге не к распространению христианства, а к его обмирщению. М. М. Дунаев высказал свои опасения, что вероятно в недалеком будущем мы, в конечном итоге придем к факту, ставшему в современном западном обществе нормой – литургия под электронные инструменты в стиле известной рок-оперы "Juses Christ Super Star". На вопрос, которым он озаглавил свое выступление "Все ли средства хороши?", он отвечает отрицательно. По мнению Дунаева только классическая культура и в первую очередь, русская культура и есть тот пример, на котором можно проповедовать христианские ценности.

В целом, согласившись с профессором, все же заметим, что классическая культура, к сожалению, является небольшим авторитетом для молодежи, если, конечно, перед нами не студенты филологических, исторических или культурологических отделений ВУЗов. Для них эта культура – часть тех устоев, против которых они бунтуют и которая, по их мнению, слишком устоялась или даже, простите, отстоялась.

Кстати, о рок-литургии. Один из выступавших говорил о том, что, по его мнению, эта инновация (с точки зрения двухтысячелетнего христианского опыта) полностью провалилась. Серьезно настроенные верующие такие храмы покинули, а молодежь не пришла, т. к. сопровождение в стиле "Beatles" с точки зрения молодого человека несовременно. Современен хип-хоп, реп, рейв и т. д. В результате в подобных храмах можно наблюдать лишь состарившихся хиппи.

Известный детский психолог и православный публицист Ирина Яковлевна Медведева поделилась на этой встрече своей проблемой, с которой она столкнулась, работая в центре психологической помощи. Оказывается, в последнее время диагностика отклонений психологического состояния в молодежной среде весьма затруднена. И причина тому – психопатологические тенденции современной моды. Даже опытный психолог, консультируя молодого человека или девушку, не может сразу определить, где здесь стремление следовать модным тенденциям, а где уже свидетельство глубокого внутреннего психического нарушения.

Ирина Яковлевна прекрасно понимает (и мы должны это понимать), что в так называемый брачный период молодой человек естественно не будет одеваться как сорокалетний. И это нормально, что молодежная одежда привлекает внимание более, чем какая-либо иная. Но вызывает тревогу, что мода на неряшливость, грязную одежду, специально взлохмаченные прически, черные губы и имитацию сальных волос, игра в однополые отношения в поведении, прокалывание сакральных мест тела (пупок, брови), татуировки – эта маргинальная мода, мода психических отклонений, которая не может не затронуть еще не укрепившуюся душу. И что самое тревожное: она определяет патологию как норму, ибо для молодежи, если ты немодный – ты ненормальный.

Выступление священника Олега Стеняева, настоятеля храма "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке и руководителя Центра реабилитации жертв тоталитарных сект, напрямую молодежной темы не касалось. Тем не менее, оно произвело яркое впечатление на аудиторию, т. к. затронуло вопрос о том, какие формы может принимать современная миссионерская проповедь. Выступая в поддержку о. Андрея, он сказал: "О чем мы здесь спорим, куда идти с проповедью, можно или нельзя идти на рок-концерт, если Христос во ад сошел и проповедовал там?" (см. 1 Пет. 3; 19). Главная мысль о. Олега, касаемо миссионерской проповеди: нужно увидеть в другом – атеисте, сектанте, молодом человеке с вызывающей внешностью – образ Божий, даже если его облик тщательно маскирует это, а мировоззрение расходится с нашим и даже весьма значительно. Увидеть, значит полюбить, ибо не любить Христа невозможно. И только в этом случае может быть достигнута цель – обратить человека ко Христу.

И закончить хотелось бы рассказом о выступлении настоятеля храма святой мученицы Татианы при Московском Университете протоиерея Максима Козлова. О. Максим привел несколько примеров, когда даже в христианских государствах проповедники не считали для себя возможным выступать с одобрением происходящего с миссионерской целью, будь то на представлении античного театра или на танцевальной ассамблее. По мнению о. Максима, факт, что какой-либо рок-музыкант движется от нигилизма к вере, безусловно, отрадный, тем более, что за ним, возможно, поворачиваются в ту же сторону и его поклонники. Но сама атмосфера рок-концерта, пусть даже с таким "благочестивым" названием как "рок к небу", не вяжется с возможностью присутствия там лица в духовном сане. Да, конечно, есть огромное число мест, где нас, современных пастырей, ждут, и где мы еще не начали миссионерской работы, но не всякое из них для нас уместно.

Священник Дионисий Крюков

© Православный Серпухов