На главную страницу
Февраль 2005

Любовь, Богом данная

  Супруги, насколько возможно, должны возделать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и месте с ними всегда пребывал Третий – наш Сладчайший Христос.  
  Старец Паисий Святогорец  

В юном возрасте мы всегда мечтаем о единственной, высокой, чистой любви. Как коротка бывает ранняя весна, так в нашей жизни мал отрезок этой свежей юности, не знающей зла, обмана и предательства, не привыкшей что-то взвешивать и вычислять, а поступающей так, как велит наше сердце.

Мы мечтаем о том единственном человеке, который своим появлением перевернет нашу жизнь, наполнит ее смыслом, подарит волнение и сладость любви. Сердце не возможно обмануть – истинная любовь не сравниться ни с чем, мы это чувствуем всем своим существом. Надо желать дождаться такого чувства, не поддавшись на подмены и соблазны. И если в момент такой драгоценной находки мы обращаемся к Богу с прошением благословить и укрепить наше целое, которое обрели, упование наше не будет тщетным.

Любовь, как христианская добродетель стоит на вершине духовной лестницы. Святые отцы говорят, что приобрести ее своими силами невозможно, она как подарок от Бога тем, кто наполнил свою душу другими добродетелями. Так и любовь земная не приходит сама собой, она как искра Божественного Огня, посылаемая с небес в душу чистую, благородную и способную полюбить.

Начало земной любви – это момент райского блаженства, который даруется для того, чтобы ощутить Любовь Бога к нам. "Коль сладка гортани моему словеса устен твоих" (Псалом 118) – как нам знакомо это состояние в начале любви. Чтобы ни говорил нам дорогой сердцу человек, нам все сладко, волнует и кружит голову. Но пророк Давид писал это о любви к Богу – душе, стремящейся к совершенству, сладки словеса божественной правды, данной Создателем.

Не зная и не слушая Божьих словес, мы в любви поддаемся нашим страстям, и райское наслаждение заканчивается, Благодать отступает. Теперь нам нужно своими силами удержать то неземное чувство, которое начинает незримо ускользать в образовавшуюся щель беззакония. Демонский холод спешит теперь ворваться сюда и остудить Божию искру взаимной любви.

Церковь говорит о том, что если любящие сердца сохранили до свадьбы свою чистоту, то в Таинстве Венчания, когда священник возложит на них венцы, они обильно примут Божию Благодать. Венцы Таинства брака – это символ победы над беззаконным наслаждением.

В Евангелии написано, что наступят времена, когда от "умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф. 24,12). Скоро мы перестанем различать, что такое беззаконие – жизнь без какого Закона? Могут стереться все нравственные понятия, мир вывернется наизнанку, но голос Бога в человеке – совесть, и Святое Евангелие останутся нетварным светом Божьего маяка около земли обетованной.

Светлана Колосова

© Православный Серпухов