На главную страницу
Ноябрь 2004

Слезы России

Во всем есть Промысел Божий. Не случайно в этом году праздник всеми любимой иконы "Всех скорбящих радость" совпал с днем поминовения усопших воинов – Димитриевской родительской субботой. Столько горя принесла нам нынешняя осень событиями в Беслане, что одна только Богородица способна утешить нас. Только бы мы о ней помнили, только бы обращались, не оскорбляли Ее своим неверием, невежеством, пренебрежением и высокомерием. Наши выпады против Неба, обвинения Бога в попущении такого зла только добавляют слез, которые Божия Матерь проливает за нас пред Господом.

Одна притча рассказывает о том, что собрались люди, недовольные своей жизнью, пришли к Богу и спросили: "Как же ты, Господи, допускаешь, что на земле происходят войны, террористические акты, убийства невинных детей?" А Бог сказал: "А вам все это не нравиться?" "Нет, не нравится!", – отвечали собравшиеся люди. "Так зачем вы это делаете?", – спросил милосердный Бог. Очень легко обвинять Бога и святых Его во всех наших бедах, не пытаясь и пальцем пошевелить, чтобы изменить себя самих и воспитать в вере своих детей. А как еще их можно воспитать? На чем основывать свои требования послушания, ответственности, любви и всепрощения? Или эти качества в современном мире уже не нужны?

Материальное благополучие, ставшее сейчас во главу угла, становится бессмыслицей на фоне смерти. Недаром на войне неверующих нет, и деньги имеют цену только у тех, кто продает Родину, а не у тех, кто ее защищает. Патриарх Алексий II назвал терроризм неоязычеством. Ибо в нравственном обществе не может быть терроризма. Но когда самые святые и великие, жизненно необходимые для нормального человеческого бытия нравственные ценности подвергаются размыванию, тогда становится возможным и такой вопрос: а почему, собственно, и не быть терроризму, а почему бы не взрывать дома, поезда и самолеты? Ведь еще Достоевский писал: "Если Бога нет, то все дозволено".

Архиерейский Собор этого года заявил, что "питательной средой экстремизма, паразитирующего на религиозных и национальных чувствах, является недостаток у широкого круга людей религиозных знаний и духовной практики, выдержанной в духе многовековых вероисповедных традиций. Под видом древних учений эмиссары экстремизма обычно проповедуют новые идеи, придуманные для оправдания насилия по отношению к людям другой веры. В то же время опыт религиозной жизни, опыт добрососедства и соработничества, накопленный верующими, остается невостребованным в национальных системах образования, воспитания и массовой информации".

Сколь еще слез прольет за нас Богородица, какими усилиями вымолит Свой удел – Россию? Русский человек всегда был великодушный – с великой душой, способной на подвиги и жертвы. Поэтому нападают на нас враги, чтобы поставить на колени защитников православной веры, удерживающей приход тьмы. Расквитаемся с одними, нападают другие, а мы, как былинный богатырь, раскидываем всех и плачем, прося у Бога силы на супостатов.

В степи, покрытой пылью бренной,
Сидел и плакал человек.
А мимо шел Творец Вселенной.
Остановившись, Он изрек:
"Я друг униженных и бедных,
Я всех убогих берегу,
Я знаю много слов заветных.
Я есмь твой Бог. Я все могу.
Меня печалит вид твой грустный,
Какой нуждою ты тесним?"
И человек сказал: "Я – русский",
И Бог заплакал вместе с ним.

Николай Зиновьев

Светлана Колосова

© Православный Серпухов