На главную страницу
Октябрь 2004

Рассеяние – детская болезнь XXI века

"Не позволяйте без разбора все видеть, все слышать и всего касаться. Чувства наши похожи на окна или двери, а более на черпало. Кто отворяет окна и впускает дурной воздух, худо делает. Кто отворяет двери и позволяет входить в свое жилье всякой скотине, не может быть свободен от укора. Но что бы вы сказали о том, кто, взяв черпало – чашку или кружку, – ходил бы по грязным и нечистым лужам, черпал в них и себя тем обдавал? Бестолковее этого что можно придумать? Но не это ли самое делает тот, кто останавливается с любопытством перед нехорошим и слушает недобрые речи?"

Святитель Феофан Затворник

Многие родители и сами дети жалуются на рассеянное внимание, которое мешает учебе, домашней жизни и внеучебной деятельности. Ученые уже бьют тревогу, учителя хватаются за голову, все активно ищут средства борьбы с этим странным недугом. Но чтобы эффективно излечить болезнь, нужно найти причину. Многие священники при поддержке врачей и психологов пришли к выводу: огромный поток различной информации, направленный на наших детей из внешного мира не дает им нормально развиваться, прислушиваться к себе, активно, а не пассивно познавать мир.

Первое и важнейшее дело – выяснить, какая информация вредна для души, и ограничить, если невозможно полностью устранить, приток такой информации. Пагубная информация – это та, которая питает ум и сердце впечатлениями суетными и пустыми, злыми, лживыми и грязными. Главными источниками такой информации являются: во-первых, телевизор, который стоит на почетном месте чуть ли не в каждом доме, а в некоторых квартирах – и в каждой комнате и даже на кухне; во-вторых, "бульварная" пресса и низкопробная современная литература – боевики, детективы, "фэнтези"; и, наконец, реклама во всем ее многообразии.

Как говорил один древний подвижник, Максим Исповедник, нет вещей, дурных по своей природе, но есть вещи, дурные по своему употреблению. Вещи дурными по употреблению делает сам человек. Вот, например, телевизор. Сначала, когда он только появился, – а было это всего лет 40 назад – люди думали, что приобретают друга. Получилось, к сожалению, наоборот. Телевидение отучает человека думать. Оно отупляет зрителя, потому что в процессе просмотра передач человек не сам активно мыслит, а как бы идет вслед тому, что показывают.

От обилия информации, подчас пустой и никчемной, подчас лживой и непроверенной, притом запоминающейся в зрительных образах вперемежку с рекламой, ум становится рассеянным и блуждающим. Таких передач, которые облагораживают и действительно что-то развивают, кроме близорукости и сутулости очень-очень мало. К ним можно отнести различные обучающие, научно-популярные программы, передачи духовно-православного содержания. Избирательно можно посмотреть новости культуры, книжное обозрение, передачи классической музыки, по искусству, спортивные передачи. Полезную роль для духовного и психического развития могут сыграть различные видеофильмы. На сегодняшний день существует множество прекрасных лент духовного, исторического и художественного содержания.

При просмотре повседневных программ, питающих наши дурные страсти и наклонности, телевидение наносит нам непоправимый вред. Оно последовательно разжигает все страсти человеческие, питает греховные наклонности человека: гордыню, зависть, многословие, стремление к суете и праздности, к легкой жизни. Оно отвлекает мысли от Бога и от работы над совершенствованием самого себя, от борьбы со своими грехами. Добрые чувства сострадания и жалости, которые еще теплятся в душе от природы, телевидение крадет из сердца и дарит героям фильмов, обращает их в пустоту. Зато злобу, эгоизм, блудную похоть, жестокость постоянно насаждает, питает и поддерживает.

Христианской душе вредит обилие суетной сиюминутной информации, навязываемой нам и через газеты, и через радио. Особенно это относится к рекламе. Она – заключительный комок грязи, который безбожный мир бросает прямо в глаза человеку, уже отвернувшемуся от телевизора и прессы. Телевизор можно выключить, газету можно не купить, но пройти по улице города и не заметить рекламу теперь практически невозможно. И все же от нас требуется не засматриваться и сознательно, волевым усилием отводить глаза от греховного калейдоскопа.

Т. А. Берсенева.
Из учебного пособия для среднего школьного возраста "Уроки добротолюбия".

© Православный Серпухов