На главную страницу
Сентябрь 2004

Православный лагерь в Страхово: без страха и упрека

Участники православного летнего лагеря 'Вертоград' посетили дом-музей В. Д. Поленова

Завершилось лето, и, смело можно сказать, православный детский лагерь "Вертоград" вновь состоялся. И состоялся без потерь. Хотя, на самом деле, дойти до этих победных слов нам было очень непросто. Однако, обо всем по порядку...

Два года назад мы собрались в лагерь за неделю, год назад – за месяц. Подготовка нынешнего лагеря в отличие от предыдущих лет началась немного раньше, но времени все равно не хватило. Еще зимой мы решили провести его вблизи замечательного музея-заповедника, созданного более ста лет назад гением и неустанными трудами В. Д. Поленова – пленила нас (как когда-то и самого художника) удивительная красота этих мест. Конечно, сама Поленовская усадьба, как уникальный заповедник, не совсем подходит для проживания весьма шумной и беспокойной компании из более чем девяноста больших и маленьких человек. Поэтому было принято разумное решение разместиться в соседнем селе с ярким названием Страхово, где еще Василий Дмитриевич выстроил школу для местных детей. Как раз напротив этой самой (теперь уже бывшей) школы стоит полуразрушенный страховский храм, посвященный иконе Знамения Пресвятой Богородицы. Рядом с ним мы и разбили свой палаточный лагерь, который составили пять военных палаток, любезно предоставленных нам Серпуховским военным институтом. В трапезной же части храма, отгороженной от основного четверика глухой кирпичной стеной, нам позволили устроить свою трапезную.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы и палаточный лагерь в селе Страхово
Палаточный лагерь около церкви Знамения
Пресвятой Богородицы в селе Страхово

Еще в период подготовки лагеря трапезная получила тентованую крышу (которая потом с успехом выдержала крепчайшие порывы ветра), а палатки встали на солидные настилы из досок (чтобы наших мальчишек не заливало дождем). Чуть ниже палаток был устроен широкий круг с удобными бревнами для вечерних посиделок у костра, откуда открывался прекрасный вид на протекающую под склоном нашей горы реку Скнижка, Заречную сторону села и отдаленные пригорки, поросшие дремучими лесами. Таким нехитрым образом устроилось "ядро" лагеря, где суждено было проживать нашим стойким мальчишкам, а также некоторым отважным девчонкам. Для жительства хрупкой женской половины лагеря заблаговременно были вычищены, вымыты и всякими иными способами подготовлены спортивный зал и два класса современной страховской одиннадцатилетки.

Лагерь был нацелен на тесное и активное сотрудничество с Поленовским музеем, и уже через день после заезда детей состоялось знаменательное и важное как для музея, так и для нас событие. Музей торжественно открывал свое новое административное здание с уютным выставочным залом, в котором была размещена фотовыставка "С верой и любовью. Россия и Сербия", подготовленная и экспонировавшаяся в Серпухове, а затем и в Пущино. То, что открытие лагеря и выставки почти совпали по времени, показалось для нас очень добрым знаком. Открытие выставки именно в музее Поленова не случайно, так как сам художник был истинным патриотом славянского единства и вместе со многими нашими соотечественниками откликнулся в 1876 году на призыв Славянских комитетов, войдя в состав одного из добровольческих военных отрядов, отправлявшихся на помощь маленькой Сербии в войне с Турцией. Причем Поленов выбрал себе самое жаркое место – в конце октября он поступил рядовым кавалеристом в отряд полковника Д. Р. Андреева, совершавшего партизанские рейды в тыл врага. Поленов воевал наравне с другими: по свидетельству Андреева, он проявил отвагу в первых же боях, был награжден черногорской медалью "За храбрость", а затем получил Таковский крест – сербскую военную награду, сравнимую в то время по значению с русским Георгиевским крестом. Эти награды можно сейчас увидеть в экспозиции музея.

Надеемся, что все три последующие недели нашего общения с музеем были приятными не только для нас, но немного полезными и для музея. Как и в прошлом году, первая половина каждого нового дня непременно посвящалась трудовым послушаниям. Причем для каждого отряда фронт работ определялся согласно его силам: младшие девочки (именовавшиеся "Березками", "Звездочками" и "Ласточками") в основном занимались уборкой территории, сначала вокруг страховского храма и в лагере, затем на аллеях поленовского парка и на уютном песчаном пляже. Кстати, пляж в усадьбе Борок (как первоначально называлось место, купленное художником в 1891 г.) также как и все остальное в ней, является плодом удивительного трудолюбия Василия Дмитриевича. На протяжении нескольких лет Поленов своими руками строил дамбу на Оке, причем с таким расчетом, чтобы на берег вымывался песок и река сама создавала место для удобного купания детей (которых у художника было пятеро). Каждый год дамбу с весенним ледоходом размывала вода, и каждый год по приезде из Москвы Василий Дмитриевич, не уставая, носил на прежнее место тяжелые камни, пока наконец его труды не победили силу воды: до сих пор пляж в Поленово существует и действует. Это и не удивительно: музей являет собою памятник не только художественной, исторической и архитектурной ценности. Он наглядно показывает нам, как умел и как должен жить и трудиться русский человек – красиво, добротно, а самое главное – на совесть, с полной отдачей своих сил. Ведь в доме, построенном Поленовым, до сих пор ничего не развалилось и не рассыпалось, в нем по-прежнему работает старый камин, способный отопить весь дом, хотя за сто прошедших лет его не разу не ремонтировали. А ведь Поленов умел еще эту красоту нести другим, почему и дом строил изначально не просто как жилище для своей семьи, но как музей-школу для жителей всей округи.

Уборщица

Занимались наши дети и более серьезными делами – младшие мальчики – "Бобры" – работали на прополке лабиринта, строящегося на территории усадьбы. А самые старшие отряды – "Зубры" (мальчики) и "Волны" (девочки) – неустанно ворочая тяжелые камни и не расставаясь с лопатами, благоустраивали крутой спуск к святому источнику в честь Казанской иконы Божией Матери, который расположен близ села Бехово. Здесь же, у села Бехово, на особенно живописном приокском взгорке Поленов выстроил в 1906 году небольшой храм в честь Святой Живоначальной Троицы. В нем нет следования строгим архитектурным канонам. Поленов, руководствуясь соображениями красоты, соединил архитектурные стили разных эпох, а в интерьере повторил многие элементы иерусалимского храма царицы Елены (IV в.) Храм действительно необычайно гармонирует с окским пейзажем и подкупает своей простотой. Здесь же рядом, на церковном погосте нашел свое упокоение сам художник, а теперь уже и многие его потомки – дети и внуки. И рядом с храмом, и на кладбище также нашлось применение неизрасходованным силам наших юных насельников, очищавших от мусора и лишней травы церковную территорию. А в самом храме наш "вертоградовский" клирос дважды пел Литургию.

В основном же ребятам приходилось трудиться в самом лагере, и послушания были нешуточными. Девочки дежурили на кухне, серьезно помогали поварам не только в мытье посуды, но и в приготовлении трапезы, а на мальчиках лежала охрана лагеря, ежедневное наполнение 1000-литровой бочки питьевой водой и дежурства на рации днем и ночью в храме, школе и палаточном лагере. Почти все воспитатели радостно и единодушно отметили, что все наши ребятишки заметно подросли и повзрослели по сравнению с прошлым годом, даже младшие мальчики (самые, пожалуй, беспокойные наши насельники) стали значительно серьезнее относиться к порученным послушаниям и неизбежным дежурствам.

'Го-о-ол!' Наши болельщики на футбольном матче с местной командой

И хотя основной профиль православного лагеря "Вертоград" мы должны охарактеризовать как трудовой, все же было у нас и много развлечений для детей: купания на Оке, велосипедные поездки, катание на лошади, ежедневные вечерние костры, и традиционные салюты. А еще у нас сложился целый городок собственных аттракционов: "большие шаги" – это почти забытая в наше время забава из детства наших родителей – карусели, приводимые в движение не мотором, а физическими силами катающихся на них детей. Самодельный тренажер, имитирующий приземление на парашюте, давал всем осмелившимся прокатиться на нем (а среди таковых были даже малыши), возможность ощутить всю опасность данного вида спорта и почувствовать крепость надежных рук друзей и взрослых, которые страховали смельчаков; были тут конечно и традиционные качели. Приезжал к нам и боевой офицер, прошедший Чечню – с нашими "Зубрами" и примкнувшими к ним девочками он провел интереснейшее занятие, похожее на старую, добрую "Зарницу". Был, конечно, и футбольный матч, который мы проиграли страховцам с разгромным счетом, но честное слово, в этом сказалась наша "политическая" дальновидность, ибо после проигрыша отношение с местными, поначалу напряженные, несколько потеплели. Еще был наш концерт духовных стихов в страховском доме культуры, а после него – огромная во все небо радуга. Были неоднократные экскурсии в Поленовский дом-музей, посещения диорамы, занятия в исторической секции, бисероплетение, рисование, лепка из пластилина и ловля рыбы...

Среди насельников "Вертограда" небольшой, но очень заметный и весомый процент составили взрослые ребята из Серпухова: учащиеся и выпускники Воскресной школы "Колокольчики" при Соборе Николы Белого и из клуба "Пилигрим", а также прихожане протвинского храма. Так вот серьезную дружбу серпуховичей с пущинцами и протвинцами, дружбу, зародившуюся и окрепшую в летнем лагере, можно отметить как еще один отрадный результат этих трех беспокойных недель.

Костер

Однако нельзя не сказать и о грустном – о том, чего, а точнее кого не хватало в нашем лагере. Не хватало нам вас, дорогой читатель, не хватало, наши дорогие папы, вашего крепкого плеча при охране лагеря ночью, не хватало, наши милые мамы, ваших ловких, умелых рук на кухне, не хватало водителя для своевременной доставки питания из города. Не хватало нам постоянно даже нашего священника, который был вынужден часто оставлять нас, не только отправляясь в Пущино за провизией, но и по иным делам, не связанным с лагерем напрямую. А ведь он в эти три недели был единственным вдохновителем и организатором всех жизненных процессов, происходивших в лагере, и в его отсутствии частенько происходила в наших рядах дезорганизация, разброд и шатание. Поэтому, заканчивать нашу статью, как и в прошлом году мы вынуждены обращением ко всем православным нашего благочиния. Если вы нераводушны к воспитанию собственных детей, поверьте, пожалуйста, и в то, что мы не можем воспитывать их в одиночку, в соборности – наша сила. В том числе и проведение летнего лагеря для детей всего Серпуховского благочиния не может оставаться делом одного только пущинского прихода. Все, кого живо интересует вопрос совместной организации летнего отдыха православных детей, просим обращаться к священнику Сергию Свирепову, клирику храма Михаила Архангела г. Пущино, по телефону 73-16-41.

Ольга Свирепова

© Православный Серпухов