На главную страницу
Август 2004

Память праведного с похвалами

Протоиерей Димитрий Дудко

28 июня 2004 года в 7:30 утра на 83 году жизни мирно почил о Господе протоиерей Димитрий Дудко. За несколько часов до своей кончины он принял причастие Святых Христовых Тайн из рук своего сына священника Михаила. Последние недели своей жизни о. Димтрий почти не вкушал пищи и 36 часов перед кончиной бодрствовал без сна.

Вскоре после кончины над почившим батюшкой началось чтение Евангелия и служение панихид и его честные останки были приготовлены к погребению съехавшимися священниками - духовными чадами.

Погребение о. Димитрия совершилось на третий день после кончины, 30 июня 2004 г. на Пятницком кладбище г. Москвы, где похоронена его супруга, матушка Нина, скончавшаяся 16 лет назад.

Заупокойную литургию и отпевание совершил, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Ювеналия епископ Видновский Тихон. Сослужили Владыке сорок священников и еще около десяти молились в храме с народом.

В этот день кладбищенский храм Святой Троицы был полон молящихся. Скорбная весть о кончине любимого батюшки собрала к его гробу тех, кого о. Димитрий привел к вере, окормлял духовно и вел по жизни, утешал и ободрял, кто почерпнул из его книг силы и мужество нести по жизни крест христианина, вдохновляясь словом о. Димитрия и примером его жизни.

"Блажени, яже избрал и приял еси, Господи" - нескончаемо звучат в храме стихи из чина священнического погребения. Действительно, о. Димитрий был избранник Божий. "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал", - говорит Христос (Ин. 15:16).

О. Димитрий услышал зов Божий и откликнулся на него всей душой, оставил все земные попечения и пошел за Христом, возложил руки свои на плуг и стал делателем на ниве Господней, не оглядываясь назад, не устрашаясь никакими трудностями. И Господь несомненно, веруем и надеемся, примет его в свои Небесные обители в число тех своих верных рабов, кто возлюбил Его и поработал Ему всеми силами в течение своей жизни. В прощальном слове Владыка Тихон отметил, что о. Димитрий принадлежит к уходящей от нас золотой плеяде священнослужителей, родившихся в 20-30 годы, жизнь которых пришлась, наверное, на самый тяжелый период за всю историю Русской Церкви.

О. Димитрий родился 24 февраля 1922 года в деревне Зар-Буда Брянской области в крестьянской семье. Родителя его, Сергий и Елизавета были глубоко верующими людьми, мать часто подолгу молилась Богу, отец читал Евангелие вслух, но никого не заставлял, действуя примером. О. Димитрий говорил о себе, что никогда не был неверующим, но до 16 лет был безразличен к вере, хотя в детстве играл в священника: собрав в свою избу сверстников и надев одеяло, как фелонь, "причащал" их из ложечки.

Думается, что это не случайно, из житий святых известно, что такие случаи детских игр были в жизни будущих подвижников. А обстановка вокруг таких детских игр была не безмятежная и счастливая. Под названием раскулачивания уничтожалось крестьянство как сословие и историческое явление, маленький Митя распухал от голода, у него на глазах приходили отбирать последнее зерно, которое хранилось неприкосновенно в голодающий семье для посева.

Когда о. Димитрию было 16 лет, он как бы услышал голос: "Возьми и прочти". "Я взял Евангелие и уже всю жизнь не закрывал эту книгу", - вспоминал батюшка. Шли 30 годы, когда в стране был взят курс на искоренение религии. И в это время деревенский парнишка пишет стихи:

"Товарищ Сталин, я не враг,
Я Вас люблю как человека
Но ненавижу черный флаг
Неверием больного века".

Митя Дудко ходит по деревням и читает Евангелие собирающимся по избам крестьянам. В это время арестовывают и сажают его отца, якобы за неуплату налога, но как считал о. Димитрий, за религиозные собрания. (Батюшка вспоминал: "Мы, оставшись с мамой, бедствовали, собирали траву по обочинам дорог, а поле не давали, говорили, - "это общественное". А сейчас все поля и луга зарастают травой, но нет крестьянской руки, которая бы ее скосила".) Вернувшись из заключения, отец вскоре умер от истощения, перед смертью собирал и прятал на чердаке кусочки хлеба, так повлиял на него пережитый голод. "Мои родители были мученики", - говорил батюшка.

Вскоре началась война, о. Димитрий жил два года в оккупации, потом попал на фронт, воевал год на передовой и после ранения демобилизовался. Казалось бы, невероятное чудо уцелеть в такой мясорубке, однако Богу все возможно, и Он сохранил того, кто был Ему нужен для будущего служения.

После войны Дмитрий Дудко едет в Москву и поступает в Духовную Семинарию. Но недолго пришлось учиться: ему, прошедшему горнило войны, предстояли годы лагерных холодов. "Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой" (Пс. 65:12).

В 1947 году студента Дмитрий Дудко арестовывают и приговаривают к 10 годам по 59 статье "за антисоветскую агитацию", - наивно дал почитать тетрадку своих стихов товарищу, а тот отнес ее "куда следует"...

Из огня в воду - так закаляют сталь. Нам с детства пытались внушить, что закаленные как сталь герои - революционеры, строящие без Бога счастливую жизнь на земле, - идеал человека. Но жизнь показала, что тот, кто строит без Бога, не преуспеет. У пламенных борцов с чужой собственностью появились достойные потомки, и вот мы живем в "прихватизированной" стране, а о. Димитрий до последнего дня своей жизни жил более чем скромно.

лагословение тебе, тюрьма" - сказал некогда Достоевский, проведя 8 лет на каторге. И о. Димитрий часто повторял эти слова. В лагере его вера прошла испытания, из которых вышла более крепкой. В послевоенных лагерях можно было встретить всех: и старую русскую интеллигенцию, хранившую веру в Бога и русскую культуру, и бывших противников по войне - иностранцев любой национальности, и "изменников Родины", вся вина которых состояла в том, что они попали в плен, и людей, действительно боровшихся с безбожной властью и считавших это целью и смыслом своей жизни. И в каждом из них о. Димитрий научился видеть прежде всего страдающего человека.

Именно в лагере о. Димитрию стал раскрываться истинный смысл чудовищного эксперимента, совершающегося в истории, и в то же время, Промысел Божий, Господь, готовый всегда всемогущей рукой вмешаться в нашу жизнь и помочь. В те годы в лагере ввели для политзаключенных номера. О. Димитрию достался номер К-956. Букву "К" батюшка расшифровывал как "крест". А цифры расшифровала сама жизнь. 9 мая 1956 года отец Димитрий был освобожден: после XX съезда партии проходила реабилитация.

отец Димитрий Дудко

О. Димитрий возвращается в Москву, заканчивает Семинарию и Академию, женится, становится священником. Но покоя в жизни не ищет, а ищет возможности нести слово Божие людям. Это не просто, начинаются Хрущевские гонения. Храмы, открывшиеся в годы войны как уступка народной вере, снова закрываются. В обществе идет травля верующих, насмешки над святыней. Продолжается построение счастья на земле без Бога. Люди, пережившие страшное время, забывают, Кому они всем обязаны, опьяняются достижениями науки: ведь в космос полетели, скоро в Заполярье искусственное солнце зажгут, "на Марсе будут яблони цвести", а можно и реки повернуть...

Слово о Боге, о бессмертной душе нести таким людям небезопасно, могут "обратиться и растерзать", как сказано в Евангелии. Но будить совесть надо, без этого человек погибнет. О. Димитрий начинает проводить прямо в храме после службы открытые беседы с народом в форме ответов на вопросы, поступающие от собравшихся. Нам, современным верующим, привыкшим к свободному посещению храмов, трудно сейчас представить себе ту религиозную жажду, которая существовала в то время. Уже к следующей беседе храм был переполнен, люди ехали со всех концов Москвы услышать живое слово проповеди. Безбожные власти возмущены: их отлаженной машине атеистической пропаганды смеет противиться "какой-то мракобес". О. Димитрия запрещают в служении, переводят с Московского прихода подальше в область. В те годы власти, несмотря на собственный закон об "отделении Церкви от государства", беззастенчиво вмешивались в жизнь Церкви. Но гонения на веру делают ее еще привлекательнее. Молодежь начинает разочаровываться в коммунистических идеалах, в России пробуждается национальное чувство.

В эти годы о. Димитрий становится, можно без преувеличения сказать, центром русского религиозного возрождения, он первым открыто заговорил в нашей стране о святости Царя-мученика, о том, что Россия на Голгофе, а не на пути в светлое будущее. О том, что уничтожение исторической памяти не меньшее преступление, чем те преступления против России, ее народа, государственности и культуры, которые совершались в предшествующие десятилетия. Приближался 1980 год, в который широко отмечалось патриотической общественностью 600-летие Куликовской битвы, и в православно-патриотических кругах поселилась надежда: не пришло ли время и сейчас сбросить иго безбожного коммунизма. Многим тогда казалось, что дело в человеческих усилиях, но Бог судил иначе. До сих пор наша российская государственность не встала на прочный дореволюционный фундамент, и отношение государства к Церкви определяется личными симпатиями или антипатиями политических фигур.

15 января 1980 года о. Димитрий был арестован по той же, что и 47 году статье - "антисоветская агитация", только номер ее изменился на 70. Проведя полгода в следственном изоляторе Лефортовской тюрьмы, он выступил 18 июля 1980 года по телевидению с заявлением, в котором признал себя виновным в том, в чем его обвиняли - в антисоветской деятельности. Это заявление вызвало бурю негодования, возмущения и недоумения в среде, как его почитателей, так и во всем обществе. До сих пор можно услышать такую оценку происшедшего, что о. Димитрий "сломался", "раскололся", был обманут чекистами и т.п.

Мы не будем давать здесь оценок внутренних мотивов поступка о. Димитрия - это дело Тайнозрителя Сердцеведца Бога. Попытаемся осмыслить внешнее событие, приведем некоторые соображения.

Христос заповедал своим последователям путь Креста, который всегда есть непостижимая тайна для человеческого ума. "Для иудеев соблазн, для еллинов безумие" (1 Кор. 1:23). Почему Господь избрал этот способ спасения мира - тайна, к которой мы можем лишь с благоговением приближаться умом, но никогда не постигнем до конца.

Крест, приводя к духовной победе, внешне может выглядеть поражением. Святость совсем не то же, что политический героизм, но стремление выполнить волю Божию, как бы ее ни воспринимали окружающие.

В обществе, охваченном ненавистью, разделившемся на партии, каждая из которых имеет своих вождей, ведущих людей друг на друга, в таком обществе идеалом становится не кроткий Христос, принимающий заушения, а гордый политический лидер - победитель. В таком обществе гонимые и гонители равно далеки от христианского духа и вчерашние гонимые, придя к власти, делаются подчас худшими гонителями.

Поступок о. Димитрия опередил свое время. Если бы люди больше вдумались в смысл происшедшего, может быть, примирение в нашем обществе шло успешнее, и не стреляли бы по своим согражданам в октябре 93 года демократические борцы с "красно-коричневыми".

К сожалению, многими, даже считающими себя православными, до сих пор священник воспринимается как вождь какой-то партии, которая должна победить своих врагов внешним образом. Но священник должен делать дело Божие: всех людей, разделившихся и враждующих между собой, вести к Богу любви. Вместить в своем сердце тех, кто взаимно ненавидит друг друга. Это тяжелый крест, и взявший его обречен на непонимание. Люди, разделившиеся в своих взглядах, хотят строить мир по-своему, руководствуясь тем Законом, в который поверили.

Есть один взгляд на жизнь: мир оставлен Богом (даже если Он существует!), и мы живем, руководствуясь Законом, - Божьим или законом мертвой природы, - все равно. Однако, все в мире по воле Божией, потому что Бог присутствует в нем и творит ежечасно и ежеминутно волю Свою, - это другой взгляд, который отличает верующего человека от равнодушного. Мало просто знать, что есть Бог, надо иметь с Ним живую связь, а это развивается, когда мы живем по голосу совести. И наоборот, если привыкнем глушить в себе этот голос, то сколько бы ни говорили о вере, удаляемся от Бога, лишаемся Его силы, слово наше делается без власти, пустым звуком фарисейским.

Одного будущего подвижника при постриге троекратно спрашивали: всегда ли и во всем совершается воля Божия, и он трижды отвечал, что всегда и во всем. Это очень трудно так веровать, нам немощным часто кажется, что если что не по нашему желанию совершается, то на это нет воли Божией, и мы сокрушаемся, - дескать, нет в мире совершенства! - а люди, пережившие в жизни страшные испытания, видевшие крушение царств и эпох, видят во всем Промысел Божий.

ия есть вера православная, иже мир победи!" Победа над миром в том и состоит, что дьявол пытается нас устрашить своим мнимым могуществом, а мы должны твердо верить, что Бог сильнее, и все держит в Своих руках. "Дана Мне всякая власть, на Небе и на земле" (Мф. 28:18).

Неверие - это дьявольское наваждение, что нет в мире Бога, все случайно. Слабые души поддаются ему, впадают в уныние, которое внешне прикрывается оптимизмом, заглушается погоней за житейскими радостями. А ведь всякая душа жаждет Бога. Любимое выражение батюшки было: "Я не верю, что вы не верите, не верю в ваш атеизм. Атеизм - это вера с черного хода". Часто мы боимся заговорить о вере с человеком, которого считаем неверующим, знаем, что он ничего не захочет слушать, потому что хочет жить по своему закону, а мы ему навязываем другой, пусть даже Божий, но закон. О. Димитрию удавалось в таких случаях открыть человеку самого себя, как бы говоря ему: "то, что ты носишь в душе, и есть начало познания Бога". У него было огромное уважение ко всякой человеческой личности и ее исканиям. Это признак мудрости и духовного опыта. Мудрый поучается у простеца, а безумный не находит чему научиться даже у мудрого.

О. Димитрий был избранник Божий. Избранник Божий - это тот, кто живет по воле Божьей, потому что, услышав голос Божий в своей душе, не заглушил своей совести, а откликнулся на зов. Про таких говорят: "не от мира сего". О. Димитрий был не от мира сего, и это чувствовали окружающие. На фронте один начальник постоянно брал его с собой, когда предстояла опасная поездка: верил, что его не накроет случайным разрывом, Господь сохранит.

Неверующие говорят, что это гордость - думать, что Господь тебя избрал. На самом деле гордость - это жить по своей воле, без Бога, хотя можно внешне прикрывать это смиренным видом. А тот кто один идет против всех, слушая голос совести - смиренный человек, потому что не смеет ослушаться Бога, того тихого голоса, который звучит в его душе. Грешник не боится Бога, а боится мнения окружающих людей, того же, кто идет против толпы, называет гордецом.

о. Димитрий Дудко

Стать избранником Божиим может любой человек, если захочет, но это - плод тяжкого труда, повседневной работы над собой, а не внешнее избрание. Надо отбросить свою греховность и решиться жить для Бога, но мы обманываем себя, не желая трудиться и отказываться от житейских благ, и выдумываем, что есть особые избранники, которым все досталось от Бога без усилий.

Мне довелось познакомиться с о. Димитрием в 1976 году. Ему было тогда всего 54 года! На вид он был старец: лицо полное и сияющее лучезарно, обрамленное белоснежными сединами. Несмотря на все им пережитое, это был самый жизнерадостный человек из всех, кого мне приходилось встречать в жизни. Источником этой радости была постоянная живая связь с Богом, ощущение, что Он, Всемогущий, вот прямо сейчас здесь, рядом с нами. Батюшка любил повторять, что Бог к нам ближе, чем наше дыхание. Смерти, того чего мы больше всего боимся, нет. Ее победил Христос.

На Пасху, когда о. Димитрий служил соборно с другими священниками, его возглас "Христос воскресе!" отличался особенной радостью, и народ это чувствовал и как-то особенно откликался. Чувствовалось, что для него, столько пережившего, Воскресение Христово особенно реально, он весь светился пасхальной радостью...

Протоиерей Владимир Седов

© Православный Серпухов