На главную страницу
Июль 2004

Спонсор или благотворитель?!

Тяжело сейчас нашим людям. Еще тяжелее нашим разрушенным храмам, куда ходят наши люди. Совсем тяжело - нашим батюшкам, оставшимся один на один с современной рыночной экономикой, которая, по большей части, не признает понятия - благотворительность. Цифры расходов по восстановлению храма снятся только священнику, так как простой прихожанин не может столько и представить, тем более пожертвовать. А вот в Греции, например, жертвователи бегают за батюшкой со словами: "Отче! Прими от меня в дар тысячу долларов!", на что священник степенно отвечает: "Исправишь свою заблудшую жизнь - тогда приму!". Да что нам Греция! В Серпухове была такая благотворительность, что верится с трудом. Потому что мы неверующие, а серпуховское купечество было благочестиво и боголюбиво.

В старину большая часть русских купцов мечтала построить храм. Это хорошо видно в старом Серпухове - на каждой улице по церкви, а то и больше, и возведены они на добровольные пожертвования состоятельных людей. Построить храм или богадельню для русского человека был самый традиционный путь покаяния и общественного служения. Русская православная народная этика создавала атмосферу почитания идеалов добра и любви, справедливости, правды и нестяжательства. Суть ее заключалась в преобладании духовно - нравственных мотивов над материальными.

Народное понимание нестяжательства - "Лишнее не бери, карман не дери, душу не губи", дало основание писать Достоевскому, что русский народ оказался, наверное, единственным европейским народом, устоявшим перед натиском золотого тельца, властью денежного мешка. Как отмечает писатель Василий Белов "в старину многие люди считали Божьим наказанием не бедность, а богатство". Православному русскому человеку была чужда идея стяжательства богатства ради богатства. Идее прогресса русская духовная культура противопоставляет идею преображения греховной основы человека путем самоотверженного подвижнического труда.

Рукотворным воплощением духовных идеалов стало строительство храмов и монастырей в нашем городе. Первым храмом стал Троицкий собор на Соборной горе, построенный князем Владимиром Андреевичем Храбрым перед самой Куликовской битвой (существующее здание собора построено в 1696 г.). В начале XVIII века на средства прихожан строится Сретенская церковь и церковь Николы Бутки, Троицы и Богоявления Господня. Княгиня Н. М. Гагарина строит на свои средства церковь Распятия Господня. На средства серпуховских пушкарей, братьев Сериковых, строится церковь Воскресения Христова, на средства купцов Поповых возводится церковь пророка Илии. Всех трудно перечислить. Не забывали строить и богадельни, помня, что каждый нищий, которого ты накормил и утешил - есть Сам Господь.

Небольшая статистика. Купец Михаил Васильевич Типикин содержал Городскую богадельню на 100 мест (для мужчин и женщин), а купец Петр Григорьевич Фирсанов содержал Богадельный дом для 80 престарелых женщин. В 1914 году на содержание призреваемых в этом доме было потрачено - 5897 руб. 18 коп. Весь же капитал составлял сумму - 170141 руб. 81 коп. На 1 января 1913 года в богадельне Типикина содержалось 78 человек (17 мужчин, 61 женщина), на содержание которых за год было потрачено 4 194 руб. 37 коп.

С 1864 года существовало и пользовалось большой популярностью Серпуховское благотворительное общество, которое впоследствии стало носить имя одной из его основательниц графини М. Ф. Соллогуб. Общество действовало вплоть до 1917 года, специально на его нужды Мария Федоровна приобрела дом (ныне - Серпуховский медицинский колледж). В нем расположились женская школа на 100 мест, лечебница для приходящих (поликлиника), приют для девочек-сирот с обучением их швейному ремеслу. Таких примеров - множество. Благотворительные общества объединяли в городе благороднейших граждан, получавших удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения Родине через милосердие и благотворительность.

Не пора ли вспомнить и возродить эти светлые страницы нашей истории, чтобы при виде человека в подряснике люди перестали бы столбенеть или испуганно креститься, будто их последний час настал, а кидались бы под благословение и участливо спрашивали: "Батюшка! Не нужно ли чего?".

Составлено по материалам электронного издания
"Чаша милосердия" Юрия Васильевича Соломатина

© Православный Серпухов