На главную страницу
Май 2004

Истоки образования на Руси

'Апостол' Федорова

Образование является одним из тех краеугольных камней, на которых стоит и строится само бытие народа. Поэтому изменение его характера самым серьезным образом отражается на духовном и нравственном состоянии народа. Иван Киреевский не случайно говорил: "Человек - это его вера". Сам Христос последней и главной заповедью для апостолов повелел: "Идите, научите все народы" (Мф. 28, 19). Научение же и есть образование.

Каким оно было на Руси? Обратим внимание на первый и ключевой вопрос - цель образования. Что важнее для человека - его духовное и нравственное состояние или интеллектуальный багаж и практические навыки? Для древнерусского сознания цель образования была ясна: указать человеку путь, средства, условия очищения и восстановления в себе "прежде падшего" образа Божия, уподобления Христу, показавшему совершенный образ человечности в условиях этого мира. Мысль, исходящая из слов Христа: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5, 8) определяла содержание, характер и основную направленность всего древнерусского образования.

Как осуществлялось оно? Подлинными его "университетами" были монастыри, которые создавали совершенно уникальный климат целостного воспитания человека. В монастырях формировалась наука, замечательная по своей неразрывной связи между теорией и практикой. Монах был зажженной свечой, на которую ориентировались и к которой стремились все сословия. Он примиряет смертельно враждующих князей, укрощает их страсти, объединяет вокруг великокняжеского престола. Он едет в Орду, чтобы спасти народ свой от очередного нашествия. Он первый и славнейший герой на Куликовом поле. Он утешает вдову, помогает нищему - и все это совершается тихо, без сенсаций, без торжественных заявлений. Даже внешний вид его: простое, нередко нищенское одеяние, бледное, изможденное лицо, легкая, худая фигура и чистый, ясный взор - невольно выделяли его из общей среды (отсюда русское слово "инок" - то есть иной по сравнению с обычным), привлекали к себе. Потому монастырь - собрание иноков - имел огромное нравственное влияние на все общество в целом.

Вся русская книжность шла также из монастырей, в которых она формировалась главным образом на великой византийской книжности, несущей с собой высшую образованность того времени. Переводы здесь делались не случайные: брали лучшие книги, воспитывающие и ум, и душу человека, а не развращающие его под предлогом просвещения. Такая проверенная критерием истинной мудрости и святости литература закладывалась в основу всего образования на Руси.

Потому оно не было ни самоцелью, ни тем более средством к земному успеху. Образование всегда было подчинено высшей цели - духовному и нравственному становлению человека. Отцы наши хорошо видели первичность духовного начала в жизни личной и общественной и понимали, что духовно цельный человек и худое сделает прекрасным, а многознающий, но страстный и развращенный и лучшую жизнь превратит в ад.

Эта цель познавания - сделать человека святее, а не богаче, находила отклик и с благоговением принималась во всех слоях русского общества. Она становилась достоянием практически всего народа, даже неграмотных, поскольку содержала в себе очевидную норму реальной святой жизни и прямо отвечала на самый главный вопрос человека - о смысле его жизни. Поэтому образование разных слоев населения получало один и тот же целенаправленный духовный характер. Так воспитывался весь народ и постепенно созидался общий дух нации, утверждался ее идеал - устроение Святой Руси.

А. Осипов, профессор Московской Духовной Академии.
Из статьи "Русское духовное образование", журнал Московской Патриархии за 1998 г., № 3

© Православный Серпухов