На главную страницу
Май 2004

Путь от Пасхи до Троицы

Троица в цвету

До сих пор верующие люди приветствуют друг друга пасхальным приветствием: Христос Воскресе! А нецерковные удивляются - ведь Пасха давно прошла. Но Святая Церковь, как любящая мама приготовила для своих детей большой праздник: много потрудились постом - много радуйтесь и веселитесь! Путь от Пасхи к Троице называет Церковь Цветной Триодью. Какое непонятное, но по настроению радостное название. Каждая неделя готовит нам свой сюрприз - евангельскую историю, которая нас умиляет, умягчает душу, наконец, назидает, хотя мы и не любим, когда нас учат. Даже удивительно, как можно в воскресенье встать, одеться и пойти не в храм, а на рынок, например. Туда мы всегда успеем, а в храме служба кончится, опять без нас прочитают воскресное Евангелие о чем-то духовнонеобходимом, но нам, увы, опять недоступном, так как праздник души мы в очередной раз променяли на праздник живота. Мы можем громко смеяться над рассказами так называемых юмористов о том, какие тупые американцы, но скоро сами станем такими же. Для человека, не знакомого с Библией, не только останутся непонятыми шедевры отечественной литературы, принадлежащие перу Пушкина и Достоевского, Ахматовой и Пастернака, но и будут полностью закрытыми для осмысления картины Рембрандта и Тициана, музыка Баха и Генделя. Гениальность признанного во всем мире режиссера Тарковского заключается в его православности, как же нам понять его фильмы? День Святой Троицы - день рождения Церкви: неба на земле, Отчего дома, корабля спасения. Приблизимся к нему, взойдем на него, чтобы житейское море и духовное болото не устрашили нас.

Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из нашего обыденного мира. Эти струны изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом.

Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться - и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова... Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него, в общем-то, нет и быть не может, - рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов.

Когда Христос произносил Нагорную проповедь - вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета - вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не "рабами", но "братьями" - однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес - и тогда они еще не поняли какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу.

Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью. Отныне - один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами - Тело Христово... Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса. Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил - Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов XIX века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать...

Диакон Андрей Кураев. Из книги "Взрослым о детской вере"

© Православный Серпухов