На главную страницу
Март 2004

Пора пробуждения

Христос у двери

Верующая душа радуется спасительному времени поста. Пусть трудно, пусть тяжело, но разве может быть полной пасхальная радость без этих тягот? Пора пробуждения, изменения, очищения — как нужна она нам, погруженным в круглогодичную спячку повседневных забот. За бытовыми мелочами не видим главного: своих детей, семью, родных. И собственную душу невозможно разглядеть в таком круговороте. Нужно пожалеть себя, загнанных и умученных. Давайте осмотримся — где я, где моя душа, чем живет и дышит? В погоне за "легким" чтением и развлечениями, нам тяжело воспринимать серьезные православные книги, которые действительно могут духовно помочь. Мы часто испытываем недовольство собой и окружающей жизнью, не догадываясь, отчего это происходит. Уже давно святые отцы "разобрали" нашу грешную душу по "косточкам", а нам все недосуг о ней подумать.

Пробуждение грешника есть такое действие благодати Божией в сердце его, вследствие чего он видит свою греховность, чувствует опасность своего положения, начинает страшиться за себя и заботиться о том, как бы спастись. Прежде он был в отношении к спасению слеп, нечувствен и беспечен; теперь и видит, и чувствует, и заботится. Но это еще не изменение, а только возможность изменения и призвание к тому. Благодать только говорит грешнику: "Видишь, куда зашел; смотри же, возьми меры ко спасению".

...Общая черта покаянных чувств есть недовольство грешника собой и всем своим и туга о чем-то. Не находя правды ни в чем видимом, обращается он к невидимому.

В чрезвычайных случаях благодать Божия оказывает свое действие быстро и решительно, как описано в житии преподобной Марии Египетской, но в обыкновенном порядке приходят человеку помышления — переменить жизнь и стать лучше в своих делах и внутренних расположениях.

Первая и главная в отношении к ним погрешность та, что их отлагают неисполненными. Отлагательство — общий недуг и первая причина неосмотрительности. Гони отлагательство. Не позволь себе сказать: "Завтра, после займусь этим", а сейчас же приступи к делу. Живее вообрази неразумие, безобразие и опасность своего состояния. После больше привыкнешь к греху. Уж если сознаешь, что таким оставаться нельзя, каков ты теперь, что мешкаешь? После можешь зайти за черту, из-за которой нет возврата, и ты погибнешь.

Прежде всего, возьмись за тело. Откажи ему в наслаждениях и удовольствиях; продли час бдения, умали обычную меру пищи, приложи к трудам новый труд. Тело, преобладая над душой, сообщает ей неподвижность и холодность. Отложи на время заботы, все без исключения, после опять возьмешься за обычные дела, только теперь прекрати их, выкинь их из рук, выбрось их и из мысли.

Вот ты стоишь теперь у своего сердца. Пред тобой твой внутренний человек, погруженный в глубокий сон беспечности, нечувствия и ослепления. Начинай будить его. Начинай изводить на средину разные помышления, держащие тебя в ослеплении, и подвергай их строгому суду.

Ведь одно из двух: или вечно погибать, если так останешься, или покайся и обратись к Господу. Посмотри! Все уже пошли ко Господу... И тот обратился, и другой, и третий... Чего же ты стоишь и медлишь?

Молись, чтобы Бог освятил твой труд над твоим окаменелым сердцем, чтобы Сам Он пришел, умягчил и разбудил твою спящую душу. Приступи в простоте с одною нуждою твоею, как больной к врачу, как связанный к освободителю, с искреннею исповедью немощи своей и бессилия одолеть себя, предай себя Божию вседействию. И для молитвы прибери краткие к Богу воззвания: "Пощади Твое создание, Владыко!" — "Боже, милостив буди мне грешному!" — "О, Господи, спаси же! О, Господи, поспеши же!" Припоминай церковные песни: "Се Жених грядет..." — "Душе моя, душе моя, восстани, что спиши..." и подобные. Так трудя себя, бей непрерывно в двери милосердия Божия.

Свтятитель Феофан Затворник

© Православный Серпухов