На главную страницу
Февраль 2004

"Безобидное" язычество

Картина Константина Васильева 'Человек с филином'

Каждый год, во время масленицы раздаются голоса, что христианство насильно было насажено на Руси, а истинная религия славян — это язычество. По утверждению иеромонаха Виталия (Уткина) — "нынешнее неоязычество — это подготовка прихода антихриста, переходная ступень к сатанизму". На примере печальной судьбы известного художника Константина Васильева попробуем разобраться — действительно ли язычество так безобидно, "как его малюют".

озле могилы все мешал-суетился какой-то полупьяный мужичонка, все торопил, первый уцепился за гроб, потащил его к могиле, оступился и полетел туда вниз башкой, чуть не выронив покойника, — едва удержали... И вот тут, признаюсь тебе, Саша, вот тут, когда изо всех сил я удерживал гроб, чтобы предотвратить это дикое падение, тут напал на меня смех — и колотит меня изнутри, и корчит..." (1).

Это не "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. Это письмо участника похорон Константина Васильева, одного из самых популярных отечественных художников 70-х годов. Православный христианин описанное выше состояние назовет не иначе, как беснованием.

В Москве я посетил музей этого художника. Одна из картин произвела на меня особенно сильное впечатление. На фоне мертвенно-синего леса высится фигура человека. Он одет в тулуп, как бы обрамленный подчеркнуто выписанным, выходящим наружу мехом. В ногах у него — горящая рукопись. Из пламени рукописи вырастает как бы мертвенного вида деревце в виде нанизанных один на другой трилистников. Линия этого деревца переходит в линию горящей свечи, которую человек держит в правой руке. В левой руке у него плеть. На плети сидит филин. На горящей рукописи надпись — "Константин Великоросс. 1976 г.".

еловек с филином. (Мудрость Великоросса)" — так называется эта картина К. Васильева. Написана она в 1976 году. Принято писать о загадочности этого полотна. На самом деле ничего таинственного здесь нет. Васильева считают одним из идеологов современного неоязычества. Большинство его картин состоит из вполне прочитываемых языческих образов. Человек с филином — это Велес, повелитель мира смерти. Этот мир, по представлению неоязычников, рождает новую жизнь.

Константин Васильев погиб 29 октября 1976 года под колесами поезда. "Человек с филином" — его последняя картина. После того как Васильев написал ее, он вместе с другом ушёл в марийские леса. Считается, что на охоту. В биографии художника мы читаем: "Первым, кто повстречался им по возвращении с охоты, был Анатолий Кузнецов. На все его вопросы Константин отвечал односложно и смотрел поверх его головы, отрешившись от всего... Только на следующий день художник сказал зашедшему навестить его другу и матери: "Я теперь понял, что надо писать и как надо писать". Это происходило за несколько дней до гибели художника...".

Вечером 29 октября должно было состояться обсуждение работ на выставке, где среди других были представлены и работы Васильева. "Когда все было готово, Константин направился уже к выходу, к нему неожиданно зашел казанский знакомый Аркадий Попов. Узнав, что Костя едет на выставку, захотел присоединиться к нему. Вдруг увидел "Человека с филином" и остановился, словно завороженный. Тогда Константин вернулся, поставил на проигрыватель пластинку со вступлением к третьему действию "Парсифаля" Вагнера... В тот вечер на железнодорожном переезде обоих друзей нашли с разбитыми головами..." (2).

Слово "завороженный" здесь применено очень удачно. Мне думается, что вся картина "Человек с филином" — это сознательное принесение художником себя самого в жертву Велесу. Вернее — это спуск в мир мертвых, ради обретения мудрости и художественного дара. На картине Васильев сам как бы обозначает момент своей смерти — вместе со словами "Константин Великоросс" сгорает и дата — "1976 год". Из этого огня рождается деревце, состоящее из трилистников — символов мудрости. Но как мертвенно это дерево! Какой страшно-мертвенный взгляд у самой изображенной фигуры! Смертью веет от всего этого. Велес, он же сатана, забрал тех, кто завороженно подчинился ему. Машинист не успел остановить мчащийся поезд... А затем был дикий утробный хохот при опускании гроба в могилу...

Власть и богатство, основанные на колдовстве, — вот цель и смысл язычества. Все разговоры о народной культуре, о русском фольклоре, об отеческих традициях — лишь словесная ширма на пути к этой цели. Язычник готов служить миру смерти для того, чтобы властвовать в этой жизни.

На картине К. Васильева "Человек с филином" горит рукопись, на ней написано: "Константин Великоросс". Великороссы как народность (их мы обычно в просторечии называем русскими) сформированы Православием и неотделимы от него. Поэтому вполне можно утверждать, что Васильев вместе с собой как бы приносит в жертву Велесу культурный и общественный мир, в котором жил художник. Вот это уничтожение христианства и выражено символически в горящей рукописи у Константина Васильева.

Не думайте, что христианство — это только храмы, духовенство, культура, вообще всяческое "наследие". Христианское наследие — в самом человеке. Это голос совести, голос нравственного закона. Уничтожить его можно, только превратив человека в зверя. К этому и стремятся современные язычники.

...Я вышел из московского музея Константина Васильева. Интересно, что в зале музея собирались на лекции некоего языческого идеолога Доброслава Московская велесовская община и Московская славянская языческая община Перуна (которая официально зарегистрирована). Странные мероприятия иногда проходят в наших музеях. По дороге к метро навстречу мне попалась шумная ватага ребятишек, которую две учительницы вели смотреть картины "великого русского художника". Стоя на эскалаторе, я повертел в руках книжки, купленные в сплошь языческом киоске музея, — "Русский языческий манифест" и "Язычники отвечают" — и подумал: "А знают ли учителя, куда они ведут своих детей?"...

P. S. Если у кого-то появились вопросы и недоумения по поводу сатанинской направленности современного неоязычества, советуем прочитать книгу иеромонаха Виталия (Уткина) "Россия и новое язычество" (Православное братство святого апостола Иоанна Богослова. Москва — 2001).

(1), (2) Доронин А. Константин Васильев. М.: "Молодая гвардия", 1999. С. 189, 183 - 184.

 

Ссылки по теме:

Иеромонах Виталий (Уткин). Россия и новое язычество
Диакон Андрей Кураев. Языческое возрождение как условие роста Церкви

© Православный Серпухов