На главную страницу
Январь 2004

Святочные забавы

Рождество... Сочельник... Святки... Колядки... Эти понятия с детских лет связаны в нашем сознании с трепетным ожиданием праздника, овеяны таинственностью, однако далеко не каждому из нас понятен их глубокий смысл. Конечно, сейчас не найдешь человека, который не знал бы об исторических событиях самого Христова Рождества, ставшего точкой отсчета новой эры. А вот о том, как встречали этот великий праздник наши боголюбивые предки, уже забылось, стерлось из народной памяти. Для многих из нас Святки связаны лишь с гаданием (как у В. Жуковского "Раз в крещенский вечерок девушки гадали..."), хотя по церковным понятиям гадание (в любое время года) было и остается несомненным грехом. А при слове "колядки" мы зачастую представляем ряженых, не Христа славящих, а "отпускающих" (по Н. Гоголю) вместо колядки щедровку:

Щедрик, ведрик! Дайте вареник!
Грудочку кашки! Кильце колбаски!

Да и современные внешние обстоятельства очень способствуют забвению во время празднования подлинного смысла Рождества Христова: бойкая предпраздничная торговля, украшенные магазины и улицы, множество подарков и каникулярных развлечений. Многие дети могут испытать пресыщенность от удовольствий, а о Рождестве им будут напоминать лишь обилие шоколада и подарков.

Преподаватели Воскресной школы "Вертоград" пущинского храма Михаила Архангела стараются организовать праздник так, чтобы наши дети приобщились к тому духу, в котором славили Христа и Его Рождество на Руси.

Конечно, храм Божий остается главным местом празднования Рождества Христова. Для любого ребенка очень важно побывать в эти святые дни в храме, торжественно украшенном пушистыми елками, послушать праздничные песнопения, приклонить голову под сень вертепа из еловых веток, в котором таинственно мерцает живой огонек лампадки над праздничной иконой Рождества Христова. Отметим, что уже не в первый год в Рождественскую ночь детский хор, состоящий из старших воспитанников Воскресной школы, участвует в Богослужении наряду со взрослым клиросом, и их антифонное (попеременное) пение создает особую праздничную атмосферу в храме.

Несомненно, важным, является объяснение детям смысла самого празднуемого события. Главное, что открывается нам в празднике Рождества Христова - это тайна Боговоплощения: Бог стал человеком, Христос умалил Себя до беспомощного Младенца, лежащего на соломе у ног животных. В христианстве мы узнаем о такой близости Бога с людьми, которая неизвестна другим религиям. Христос сошел с неба сначала до пастушеской пещеры, а потом до адской бездны для того, чтобы мы воскресли с Ним! И поэтому в праздник Рождества Христова мы тоже радуемся, как радовались тогда волхвы и пастухи, стараясь донести эту радость до всех, и каждого.

Основной традиционной формой празднования Рождества Христова на Руси были детские крестные ходы с пением колядок, славящих Христа, посещение соседей, знакомых, родственников, благотворителей с Вифлеемской звездой, рождественским вертепом и хоровым праздничным пением. Коляды - песни и игры, которыми сопровождаются Рождественские праздники, - были особенно развиты в Малороссии и Белоруссии. Давняя традиция народных духовных песнопений свидетельствует о стремлении наших православных предков быть всегда со Христом, освятить и самый быт свой. Церковная жизнь, наполнявшая душу благодатью, изводила из нее чистый родник умиления и любви, который щедро изливался в песенную поэзию. Церковь в России всегда была школой благочестия, и если сравнить Богослужение в ней с "уроками", то духовные стихи можно назвать "домашним заданием", откликом на усвоенный урок. В них мы обнаружим наше почти утраченное сокровище - бьющееся любовью к Богу живое народное сердце. Радость о приходе, на землю Господа нашего Иисуса Христа породила такое обилие песенного творчества, что и, утратив большую часть, мы не перестаем удивляться оставшемуся богатству.

Вертеп

Обучение детей пению колядок является одним из основных моментов подготовки к Рождеству в Воскресной школе. Эти песнопения используются в проведении традиционного детского праздника, а также на Святках, когда ребята постарше колядуют по домам прихожан, поздравляя их и величая Христа. Но шире всего колядки в исполнении детей представлены в традиционном вертепном театре. Думается, что у большинства современных жителей России слово "вертеп" меньше всего ассоциируется с кукольным театром, тем более с Рождественским. В исконном значении "вертеп" - это пещера. Младенец Христос родился в пещере, где пастухи укрывали скот от непогоды. Несколько веков спустя вертепом стали называть кукольный переносной театр, в котором представлялась мистерия Рождества Христова. Театры являли собой довольно большие, приблизительно в рост человека, или чуть меньше, ящики, обтянутые материей, или оклеенные разноцветной бумагой, а зачастую еще и бумажными образками святых. В этих ящиках, чаще всего на двух ярусах, оборудовались две сцены, хотя были вертепы и одноярусные, и трехъярусные. Декорации, которыми обычно служили задние стенки ящиков, оформлялись по-разному: их либо просто оклеивали цветными картинками и бумажными образками, либо писали на них масляными красками целые картины.

На верхней сцене, которая и представляла собою пещеру, где родился Христос, размещались куклы, изображающие Святое семейство, и разыгрывались сюжеты, связанные с Горним миром: благовествование Ангелов, поклонение пастухов и волхвов, бегство в Египет. На нижней сцене был дворец царя Ирода, представлялось избиение Вифлеемских младенцев, смерть царя Ирода и его погребение. Здесь же, после окончания духовной части представления, разыгрывались различного рода интермедии, посвященные злободневным событиям народной жизни, либо просто традиционные сценки, прижившиеся в вертепах с незапамятных времен. Кукол обычно вырезали из дерева и одевали в одежды, сшитые из разноцветных лоскутков. Кукловод управлял куклами при помощи штырьков или палочек, приделанных к нижней части куклы, через специальные прорези, проделанные в сцене. Представления были двухчастными: в первой более древней, духовной части спектакля, представлялись Евангельские события, следующая же за ней вторая часть была сугубо развлекательной. Содержание и тексты первой части спектакля были более стабильными и в большинстве вертепов повторялись.

Вертеп

История вертепов берет свое начало в глубокой древности - с первых веков существования христианства. Существует распространенная точка зрения, согласно которой как вертепные, так и другие европейские мистерии происходят из соответствующих раннехристианских церковных служб и чинов, возникших в IV-VI веках. Первые достоверные сведения о существовании вертепов на территории России, относятся к концу XVI века, а наиболее старинные из известных текстов российских вертепов - к XVIII веку. К сожалению, к концу XIX - началу XX веков вертепы почти на всей территории Российской Империи стали редкостью. Причиной этому, вероятно, послужила конкуренция со стороны больших профессиональных театров. Несмотря на то, что вертепы были по-прежнему любимы публикой, содержать их стало невыгодно.

Наш вертеп начал свою жизнь пять лет назад на приходе свв. мчч. Флора и Лавра с. Игумново, где был сооружен и расписан, а деревянные куклы для него были искусно вырезаны серпуховским мастером. И вот уже пятое Рождество мы путешествуем с нашим чудесным домиком-театром по храмам, школам, больницам, детским домам, приютам и библиотекам. Спектакль "Царь Ирод", рассказывающий о рождественских событиях, сопровождаемый стройным пением и разыгрываемый юными актерами, вызывает неподдельный интерес и у детей, и у взрослых.

Еще одним уже традиционным моментом празднования Святок в нашей Воскресной школе стало строительство снежной крепости, стены и башни которой с каждым годом становятся все мощнее и надежнее. Взятие снежного городка было обычным развлечением в России на Масленице. Мы строим крепость раньше, оттого что нынешние теплые зимы зачастую не позволяют надеяться на наличие достаточного количества снега к Масляной неделе. Воспитанники Воскресной школы делятся по жребию на два лагеря, один из которых ("гарнизон") размещается в ледяной крепости, другой ("экспедиция") занимает позиции перед бастионом.

Взятие снежного городка

После совместной молитвы, бойцы запасаются снежками, обсуждают планы нападения и обороны, после чего по условному сигналу начинается штурм. Битва ведется либо до взятия крепости и победы нападавших, либо до окончания определенного времени и тогда победившим считается не сдавшийся гарнизон. Однако, несмотря на победу одних и поражение других, полученные синяки и ушибленные носы, бывшие противники сохраняют дух любви и единения, помогая друг другу отогреваться и залечивать "ранения".

Ольга Свирепова

P. S. 9 января 2004 года воскресная школа "Вертоград" будет показывать рождественский вертеп в Центральном выставочном зале. Начало представления в 10 часов.

© Православный Серпухов