На главную страницу
Декабрь 2003

Что там, в глубине души?

Как мы заняты в этой взрослой жизни, как устаем, и не замечаем, что наши дети уже все понимают, все замечают, и много чего знают. Почему-то нам скучно с собственными детьми: "Пойдите, поиграйте!" - говорили раньше мамы, подразумевая под этим кукол, шахматы, "прятки - догонялки". "Пойдите, поиграйте!" - говорят сегодняшние мамы и … включают компьютер или телевизионную приставку.

Мир ребенка - очень нежное, хрупкое явление. Травмировать, искалечить этот мир куда легче, чем его сохранить. Психика ребенка открыта к окружающим его; современная психология научилась "читать" психику ребенка по его детским поступкам: оказывается, то, что умеет скрывать взрослый человек, не может скрыть ребенок. Его внутренний мир - как книга в раскрытом состоянии, главное - научиться читать эту книгу.

Ребенок любит мечтать, но если он слишком далеко уйдет в свои мечты, то будет трудно вернуть его в мир реальный. Сегодня мы сами буквально загоняем своих детей в мир фантазий (часто объясняя это тем, что современный реальный мир гораздо более опасен для детей). Говорят, что выдуманный мир - это вполне естественно для детей. Но ведь мир компьютерных игр и виртуальной реальности - это не мир, появившийся в воображении ребенка. Это мир технически созданный "добрым дядей", который, судя по играм, прошел много неприглядных путей этой жизни. Теперь, на этой неприглядности, он сколачивает себе капитал.

В большинстве своем содержание этих игр - кровавые зрелища, от которых содрогается сердце даже взрослого человека. Тот, кто наблюдал за своим ребенком, тогда, когда он только начинал "забавляться" такими играми, подтвердит следующие слова. Для ребенка все слишком серьезно, и если его сейчас убьют - хоть и "по игре" - то он действительно испытывает смертельный страх, психика его "зашкаливает" от эмоционального напряжения. Его противник - не Вовка из соседнего подъезда, а жуткий монстр, имеющий много страшных названий, которые и писать-то не хочется, дабы не привести в ужас тех, кто еще не знает этих имен.

Отчаянно размахивая мечом или копьем, ребенок в паническом ужасе пытается защититься от смерти, но так как "ловко играть" в "это" он еще не научился, его, конечно же, убивают. Не пишу это слово в кавычках, так как эмоциональный шок ребенка эти кавычки уничтожает - это уже не игра, а смертельный психический удар. Но ребенок не может смириться с мыслью, что его уже нет - наша бессмертная душа начинает бороться с бессмысленным уходом в "никуда". Азарт побеждает страх, ребенок начинает убивать, чтобы выжить, подсознательно привыкая к жизненному постулату - выживает сильнейший, убей слабого, победи противника.

Если в этот момент остановить ребенка, он начинает рыдать и в истерике требовать, чтобы компьютер не выключали - так ошеломленная душа ребенка пытается слезами "отмыться" от пережитого ужаса. Это уже гораздо позже мы видим невозмутимого "маленького убийцу", который хладнокровно уничтожает, тех, кто ему мешает нормально существовать в компьютерной игре, а затем и в реальной жизни.

Но только зло всегда оборачивается и против самого себя; зло - это не только растление окружающего мира, но, прежде всего саморастление. Создатели компьютерных монстров - люди недальновидные: неужели они смогут чувствовать себя безопасно в той среде, которую они научили убивать и наслаждаться смертью потенциального противника?

Мы разрешаем нашим детям войти в мир ужаса и боли, но дети постепенно оставляют в этом мире все свое сознание. Более изощренные виртуальные реальности, которые сейчас все больше и больше проникают в нашу страну, пугают тем, что очень похожи на реальность. "Вживаясь в выдуманный мир, люди одновременно живут в том, и другом мире, превращаясь в психически больных людей. Ученых уже сейчас волнует то, что на определенном этапе при очень сильном эмоциональном и интеллектуальном вживании в виртуальную программу может произойти переход сознания человека, т. е. его души из мира реального в виртуальную реальность данной программы. Тогда сознание человека при своей сохранности будет функционировать уже в реальности программы, а тело умрет. Уже описаны подобные случаи смерти при мощных виртуальных переживаниях". Из книги доктора медицинских наук, профессора детской невропатологии РАН - иеромонаха Анатолия (Берестова) "Число зверя".

емоны, раз овладев душою, обращаются с нею так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели. Сняв с нее все одежды добродетели, одев ее в рубище порочных страстей... и наполнив ее всякой свойственной им нечистотой, они непрестанно хвастаются наносимыми поруганиями. И не знают демоны никакой сытости в этом гнусном и непотребном обращении с душою, но как пьяницы, чем сильнее напиваются, тем более разгорячаются ... так и они тогда особенно неистовствуют и сильнее и свирепее нападают на душу. И не отстанут они от нее прежде, чем приведут ее в одинаковое с собою состояние или увидят, что она уже отрешилась от тела". Так писал преподобный Нил Сорский, живший в V веке.

Составлено по материалам сайта Православие.Ru
© Православный Серпухов