На главную страницу
Ноябрь 2003

Война за Отечество - Христова война

1 ноября - день поминовения усопших воинов

Димитриевская родительская суббота была установлена в 1380 году, после Куликовской битвы, положившей начало освобождению Руси от монголо-татарского ига.

По повелению святого благоверного князя Димитрия Донского, выступившего на эту битву с благословения преподобного Сергия Радонежского и одержавшего победу над захватчиками, в этот день стало совершаться поминовение всех, павших на поле брани. Первая панихида была совершена в Троице-Сергиевском монастыре самим преподобным Сергием, в присутствии князя Димитрия. Позднее этот день стал общецерковной датой поминовения усопших, прежде всего - всех "вождей и воинов, за Веру и Отечество на поле брани живот свой (жизнь) положивших". Для серпуховичей эта родительская суббота - особая память. Князь Владимир Андреевич Храбрый, памятник которому в скором времени будет установлен на Советской площади, был героем Куликовской битвы - он возглавлял засадный полк, который нанес решающий удар монголо-татарскому войску. И Зачатьевский собор Высоцкого мужского монастыря был построен в честь убиенных на поле Куликовом, останки которых лежат в его основании.

Димитриевская родительская суббота напоминает нам, что война за Отечество - участие в Христовой войне. Потому перед сражением православные воины в древности причащались Святых Тайн. За Божественной Литургией вынимают частички только за тех, кто соединен со Христом святой верой и крещением. Вот христианская жертва. Все мы составляем одно тело во Христе, и эту жертву Церковь приносит в таинстве Евхаристии, в которой участвуют верные. И мы показываем Богу, что в этом приношении мы приносим себя. Мы жертва Богу в таинстве и в нас самих. Как говорят святые отцы, если вера наша согласна с нашей жизнью, если мы достойно принимаем Святые Дары, мы становимся тем, что мы принимаем. И наше ходатайство за усопших действительно соединяется с ходатайством святых.

В 1380 году, накануне Куликовской битвы, святой благоверный князь Димитрий Донской торжественно перенёс из Владимира в Москву, в Успенский собор, главную святыню Владимирского Димитриевского собора. Это была икона великомученика Димитрия Солунского, написанная на доске Гроба Святого. После битвы перед ней служили первую панихиду, поминая в числе погибших схимонахов воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых дал от своего монастыря преподобный Сергий.

Что стало бы с Россией, если бы великий князь Димитрий Донской не получил благословения преподобного Сергия? Если бы не было подвига молитвы и веры батюшки Сергия, которым он собрал вокруг себя малое стадо, ставшее средоточием русского возрождения? Если бы он, замкнувшись в своей молитве, утратил видение того, что совершается с Отечеством? Что станет сегодня с Россией, если Церковь не будет ее духовной точкой опоры, если мы не будем укрепляться духовно в молитве и причащении, с тем чтобы стать подлинной жертвой во Христе? Как примет Господь нашу молитву и наше благословение, если мы не примем участие в сегодняшней битве за Россию, не исполнимся готовности жизнь свою на поле брани положить за веру православную и Отечество наше?

Из проповеди протоиерея Александра Шаргунова
© Православный Серпухов