На главную страницу
Сентябрь 2003

"От избытка сердца глаголют уста..."

Митрополит Антоний Сурожский

4 августа 2003 года в Лондоне отошел ко Господу митрополит Антоний Сурожский. Многие люди пришли к Богу через его проповеди, которые от избытка своего любящего сердца говорил Владыка. "Как только я 14-летним мальчиком прочел Евангелие, я почувствовал, что никакой иной задачи не может быть в жизни, кроме как поделиться с другими той преображающей жизнь радостью, которая открылась мне в познании Бога и Христа. Я мог бы сказать вместе с апостолом Павлом: "Горе мне, если не благовествую" (1 Кор. 9, 16). Горе, потому что не делиться этим чудом было бы преступлением перед Богом".

Жизненный путь митрополита Антония был долгим. Родился он 19 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца были выходцами из Шотландии, обосновавшимися в России в петровское время; по матери он был в родстве с композитором А.Н. Скрябиным. Раннее детство Владыки прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и в 1923 г. осела во Франции. По окончании средней школы будущий Владыка учился на биологическом и медицинском факультете Сорбонны. В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви. 10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии, он тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен в разгар войны 16 апреля 1943 года. В 1948 году был призван на священническое служение и направлен в Англию. "Народ нашей страны - христиане, скептики и неверующие - в огромном духовном долгу перед митрополитом Антонием. Он говорил о христианской вере с прямотой, которая вдохновляет верующего и призывает ищущего", писал о Владыке доктор Роберт Ранси, Архиепископ Кентерберийский. Особенность творчества Владыки в том, что он ничего не писал: его слово рождалось как устное обращение к слушателю, конкретному человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге. В феврале 2003 года митрополиту Антонию сделали операцию раковой опухоли, затем провели курс облучения, но злокачественные метастазы были уже слишком распространены. По слову священника, отца Иоанна Ли, который почти неотлучно был при владыке последние недели и дни, в феврале владыке приснилась его бабушка, без слов показала ему календарь, который быстро прокрутил несколько месяцев и остановился на августе… Как относился к смерти Владыка Антоний? Скольких людей утешал он в тоске по ушедшим близким людям, говоря слова, в которые сам свято верил. Пусть эти слова помогут смягчить и нашу скорбь о почившем Владыке Антонии.

Память смертная

В древности, первые христиане говорили о смерти, как о рождении в вечную жизнь. Смерть воспринималась не как конец, не как окончательное поражение, а как начало. Жизнь рассматривалась как путь к вечности, войти в которую можно было открывшимися вратами смерти. Вот почему древние христиане так часто напоминали друг другу о смерти словами: имей память смертную, вот почему в молитвах, которые, как драгоценное наследие, передал нам Иоанн Златоуст, есть строки, где мы просим Бога дать нам память смертную. Когда современный человек слышит подобное, он обычно реагирует неприятием, отвращением. Означают ли эти слова, что смерть, точно дамоклов меч, висит над нами на волоске, и праздник жизни может трагически, жестоко окончиться в любой момент? Нет, хочется рассеять неправильное отношение к смерти, которое выработалось у современного человека, будто она - худшее, что может с нами произойти, и надо всеми силами стремиться выжить, даже если выживание очень мало напоминает настоящую жизнь.

Христиане первых веков воспринимали смерть как решающий момент, когда окончится время делания на земле. Это значит, что надо торопиться совершить все, что в наших силах. А целью жизни, особенно в понимании духовных наставников, было - стать той подлинной личностью, какой мы были задуманы Богом, в меру сил приблизиться к тому, что апостол Павел называет полнотой роста Христова, стать - возможно совершеннее - неискаженным образом Божиим.

Апостол Павел в одном из Посланий говорит, что мы должны дорожить временем, потому что дни лукавы. И действительно, разве не обманывает нас время? Разве не проводим мы дни своей жизни так, будто наскоро, небрежно пишем черновик жизни, который когда-то перепишем начисто? Мы живем так из года в год, не делая в полноте, , в совершенстве то, что могли бы сделать, и не потому, что приходит смерть и пожинает нас. А потому, что на каждом этапе жизни мы становимся неспособными к тому, что могли сделать прежде. В зрелые годы мы не можем осуществить прекрасную и полную содержания юность, а в старости мы не можем явить Богу и миру то, чем мы могли быть в годы зрелости.

Мы должны помнить смерть не для того, чтобы бояться жизни, а того, чтобы жить со всей напряженностью, с осознанием того, что каждый миг - единственный для нас, и он должен быть не спадом, а вершиной волны, не поражением, а победой.

© Православный Серпухов