Храмы Серпуховского благочиния | |||||||||
| Храм Преображения Господня в селе Жерновка
Издавна село Жерновка было центром дворцовой волости в Тешиловском стане Каширского уезда. В начале XVIII в. селом владел барон Петр Павлович Шафиров. В 1726 г. Жерновская волость была пожалована генералу Родиону Михайловичу Кошелеву. По его же заказу в 1758 г. в селе была построена церковь во имя Преображения Господня. Здание храма кирпичное, состоит из бесстолпного двусветного, одноглавого четверика, трапезной и колокольни в два яруса. Структура фасадов, разбитых пилястрами на три прясла, и формы портала восходят к традициям XVII в. Декоративная обработка - в духе провинциального барокко. В конце XVIII в. село перешло во владение помещиков Мосоловых. Жерновская усадьба имела основания быть замечательной не только размерами (в 1848 г. за Мосоловым числилось 1025 десятин земли), но и в эстетическом отношении. Второе и третье поколение жерновских помещиков были не чужды искусству, один из Мосоловых коллекционировал живопись голландских мастеров. Последним владельцем усадьбы и коллекции был гравер-офортист, академик Николай Семенович Мосолов. В начале XX в. Мосоловы славились своими заводами скаковых лошадей, филиал одного из которых находился в Жерновке. В настоящее время от старой Жерновской усадьбы сохранилось ничтожно мало (не так давно сгорел деревянный помещичий дом). Фактически вся восточная часть села, та, что в Тульской области, когда-то и была усадьбой. Храм в советское время был закрыт, а ныне вновь передан Русской Православной Церкви. Настоятелем храма является иерей Дионисий Крюков. В настоящее время храм частично отреставрирован, в нем регулярно совершаются молебны и панихиды. Духовенство: протоиерей Дионисий Крюков - настоятель. Адрес: Московская область, Серпуховский район, с. Жерновка.
Исторические материалыПриход с. Жерновки расположен на возвышенной лесистой местности в 2 1/2 верстах от Оки и на разстоянии от губерн. г. Тулы 70 вер., уезднаго Каширы 25 вер. и от ст. Московско-Курской ж. дор. также 5 верст. В состав прихода входят село Жерновка и деревня Елокова, отстоящая от церкви в 2 верстах, с населением в общей сложности 211 душ мужскаго пола и 253 душ жен. п. Первоначальное образование прихода, такмо и название его неизвестно; но существующая в с. Жерновке Преображенская церковь основана и отстроена в 1758 году на средства достопамятнаго местнаго благотворителя Генерал-Лейтенанта Иродиона Михаиловича Кошелева (он же храмостроитель и Николаевской церкви в с. Городищах, Каширскаго уезда). Храм села Жерновки каменный; в нем два придела с алтарями: в настоящей холодной во имя Преображения Господня и в теплом приделе во имя св. Чудотворца Николая; оба придела устроены одновременно и снабжены ценною утварью. До 1878 г. приход с. Жерновки был самостоятельным, но с этого года соединен по малочисленности прихожан с Иродионовскою церковию села Хотавок. Особенно чтимыми иконами в приходе с. Жерновки служат иконы Покрова Пресвя-тыя Богородицы и Иверской Божией Матери. Причт соединенного прихода села Жерновки и Хотавок состоит из священника и псаломщика; церковной земли при Жерновской Преображенской церкви имеется 48 десятин. С 1891 года в с. Жерновке открыта земская школа. Приходы и церкви Тульской епархии. Извлечение из церковно-приходских летописей.
...На фасадах Преображенской церкви мы увидим и ленточный руст, и причудливые навершия наличников, и антаблементы, и восьмиугольные медальоны... Формально все это - средства из арсенала барочной декорации, но по сути - малообязательные фасадные украшения, всего лишь узор, который не влияет на тектонику стены, не вступает в сложные и многообразные связи с архитектурной массой здания. Обращает внимание и легкость архитектурных членений церкви, зрительно подчеркивающих ясную структуру ее объемов, и сама композиция фасадов, традиционно разбитых пилястрами на три прясла, несмотря на то, что четверик перекрыт сомкнутым сводом. Все это убеждает в том, что зодчие жерновской церкви, как и создатели уже знакомого нам храма в Липицах, ориентировались по преимуществу на традиции и приемы древнерусского зодчества. Налицо свойственная этим приемам особая иерархия архитектурных средств: ведущая роль в создании образа произведения принадлежит группе лапидарных, уравновешивающих друг друга объемов. Их простота и ясность далеки от свойственного барокко динамизма и разнообразия форм. Ф. В. Разумовский |
||||||||
© Православный Серпухов |