На главную страницу
Храмы Серпуховского благочиния

Церковь Святителя Николая в селе Сушки

Никольский храм села Сушки
Фото: Юрий Соломатин. 2000 г.

На древнем Никольском погосте, что на Синилище, издавна, сменяя одна другую после пожаров и разорений, стояли деревянные церкви, построенные "клецки" (клетью, как избы). Позднее здесь, на реке Сушке, возникло село, которое стало называться Карповским. Каменная Никольская церковь строилась вместо ветхой деревянной по заказу купца Герасима Севастьянова в 1746 году. Архитектура церкви имеет много общего с Крестовоздвиженским храмом в Серпухове. Скупая архитектура с традициями XVII века долго бытовала в этой местности и была характерна для серпуховской округи XVIII в. Постройка Никольской церкви принадлежит к типу кубических бесстолпных храмов с трапезной и колокольней, поставленной по оси западного фасада. Сильно вытянутый по оси восток-запад, стройный четверик церкви венчают пять луковичных каркасных глав на центральном круглом и угловых граненых барабанах. На главах сохранились ажурные кованые кресты хорошего рисунка. Трапезная расширена пристройкой приделов в XIX веке. В советское время храм закрыт (в 1930е гг.) и разорен, приделы разобраны. В настоящее время храм занят сторонними организациями.

Адрес: Московская область, Серпуховской район, с. Сушки.

Проезд: с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее авт. № 31 до ост. "Карпова поляна".

 

Исторические материалы и исследования

Ц. Великаго чудотворца Николая в сельце Карповском

136 года платилось церковной дани 2 алт. 2 ден., десятильничих 10 ден., заезду алтын. 161 года по новому письму и дозору положено дани рубль 3 алт., заезда гривна.

135 г. в Окологородном стану: погост Никольской на Силинище, а на погосте церковь Николы Чудотворца клетцки, строенье церковное - образы и книги и ризы и клепало и всякое церковное строенье приходных людей, да на погосте ж место попово, да место дьячково, да место проскурнино, да место пономарево, да 4 места крестьянских и 3 места бобыльских, а тое церкви поп Игнатей, да церковной дьячок Матюшка Игнатьев живут в вотчине Ивана большаго да Ивана меньшаго Колтовских в селе Карповском, а ныне велено им строитца у Николы Чудотворца на погосте; пашня паханые, перелогом и лесом поросло 10 чети в поле, а в дву потому ж, сена по речке Сушке 50 копен (Писц. кн. 439, л. 248).

184 г. декабря 1 числа подана к подписке св. патриарха серпуховскаго уезда села Карповскаго церкви Николая Чуд. грамота попа Луки Иоаннова (Дворц. пр. кн. 27).

В. и Г. Холмогоровы
Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.
вып. 9 (Волоколамская и Серпуховская десятины) М., 1896, с. 133-134

 

...Природа щедро одарила Серпуховскую землю. На ней можно ощутить приволье былинных пейзажей окских просторов. Здесь есть и более "камерные" уголки, надолго западающие в душу. Это долины небольших рек и речек, которые текут в сопровождении хоровода раскидистых ив среди зеленых полян, прозрачных дубрав и уютных селений. Но вот такой реке путь преграждает лесистый холм, ее серебристая лента делает крутую излучину, и над вершинами деревьев вырастает силуэт старинной церкви.

Очень интересный памятник архитектуры находится на речке Сушке, что в километре от шоссе на Данкки и Турово (остановка "Карпова поляна"). Издавна здесь стоял "погост Никольский на Силинище, а на погосте церковь Николая Чудотворца клетцки". В 1752 году полсела покупают парусинные фабриканты братья Кишкины и разворачиваются здесь вовсю. На Сушке было поставлено несколько плотин, устроены водяные толчеи пеньки и создана бумажная фабрика с молотами "для глажения разных номеров бумаги". Сейчас, глядя на это пустынное место, трудно поверить, что здесь когда-то кипела жизнь. Лишь каменная церковь одиноко стоит над оврагом, среди подступающего со всех сторон леса.

Каменная Никольская церковь строилась в 1746 году вместо ветхой деревянной по заказу вышедшего из "алтирельных кузнецов" купца Герасима Севастьянова. Это имя уже упоминалось нами в связи со строительством городской Казанской церкви - ближайшей предшественницы храма на Никольском погосте. Должно быть, между Севастьяновым и Кишкиными была тесная, быть может, даже родственная связь, о чем нам пока еще ничего не известно. Известно только о сходстве их художественных вкусов: ряд характерных приемов в архитектуре Никольской церкви сближает этот памятник с группой построек, созданных одной артелью мастеров по заказу фабрикантов Кишкиных...

Кубический тип серпуховского храма получил в архитектуре Никольской церкви предельную ясность и уравновешенность объемного решения. Даже окна высокого двухсветного четверика, помещенные в небольшие рамочные углубления, работают на объем. Его материальность настолько последовательно выявлена, что ажурные кованые кресты пятиглавия воспринимаются как самый яркий контраст.

Колокольня церкви представляет первую проработку композиции, примененной впоследствии в звоннице Крестовоздвиженской церкви. В этой композиции уже ощущается характерная архаическая утрировка: нарочитое увеличение одних элементов, в данном случав среднего восьмигранного яруса звона, и контрастное уменьшение завершения, решенного в виде ярусами убывающих миниатюрных восьмеричков. Можно найти аналогию приемам обработки фасадов Никольской церкви. Подобное сочетание тройного поребрика, почти плоских карнизов и угловых лопаток с плоскостью стены характерно для производственных зданий кишкинской парусинной фабрики.

Подходя к зданию церкви и особенно стоя внутри, понимаешь, что церковь очень мала. Ее монументальность и композиционная значимость в природном ландшафте достигнуты не абсолютными размерами, а художественно выраженной масштабностью простых форм и отсутствием ордерности.

Ф. В. Разумовский
Художественное наследие Серпуховской земли
М.: Искусство, 1992, с. 208-211

© Православный Серпухов