Храмы Серпуховского благочиния | ||||||||||||
|
Храм Рождества Богородицы с. Подмоклово
Храм Рождества Богородицы является одним из наиболее интересных сооружений петровской эпохи, воплотивший в себе черты западноевропейского барокко. Поставленный на высоком берегу Оки кирпичный храм представляет собой двусветную ротонду, перекрытую высоким куполом и завершенную световым барабаном. Массивный циллиндрический объем храма окружен открытой аркадой, соединенной с ним системой крестовых сводиков. По осям пилонов аркады, над карнизом на высоких тумбах-постаментах венчающей балюстрады поставлены фигуры 12-ти апостолов и 4-х евангелистов. Этот храм является наиболее ранней из дошедших до настоящего времени от всей первой половины XVIII в. ротонд. Автор проекта неизвестен, по некоторым предположениям им является итальянский архитектор Карло Фонтано. Начало строительства храма датируется 1714 годом. Именно в это время князь Григорий Федорович Долгоруков (1656-1723) -сенатор, полномочный посол России в Польше, приступает к осуществлению своего замысла — созданию храма-ротонды в своем имении в с. Подмоклове.
По смерти Г. Ф. Долгорукова имение в Подмоклове переходит к его сыну — дипломату, тайному советнику князю Сергею Григорьевичу Долгорукову, продолжившему строительство храма. Но после смерти императора Петра II, благоволившего к Долгоруковым, и воцарении императрицы Анны, все их семейство попало в опалу. Князь С. Г. Долгоруков был сослан, а его имения арестованы. 26 октября он был казнен, так как открылось дело о его участии в составлении подложного завещания императора Петра II. Строительство храма надолго прекратилось, его закончил сын Сергея Григорьевича, владелец возвращенного императрицей Елизаветой Петровной с. Подмоклово, князь Николай Сергеевич Долгоруков. Храм был освящен в 1754 году. С 1860-х гг. усадьбой владели Васильчиковы. В книге "Приходы и церкви Тульской епархии" (Тула, 1895 г.) сообщается: "Когда возник приход, неизвестно, но существующий ныне каменный храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы построен в 1754 г. на средства князя Николая Сергеевича Долгорукова, а возобновлен в 1883 и 1893 годах. Особо чтимою иконою в нем почитается древняя икона Владимирской Божией Матери, в честь которой, по случаю избавления от холеры в 1848 г. ежегодно 23 июня после утрени совершается крестный ход". В 1915 году в храме служил 1 священник и псаломщик. В клировых ведомостях за 1860, 1898, 1915 гг. записано: "Каменное здание церкви с престолом во имя Рождества Богородицы с. Подмоклово построено в 1754 г. кн. Н. С. Долгоруковым. Вместо деревянной колокольни, устроенной на столбах, строилась каменная колокольня с предназначением в нижнем этаже придельного храма во имя Владимирской Божией Матери". В советское время храм был закрыт и использовался под хозяйственные нужды. В 1980-х гг. на государственные средства был произведен внешний ремонт. С 1993 г. возобновлена приходская жизнь. Духовенство: протоиерей Андрей Мышонков — настоятель Адрес: Московская область, Серпуховской район, село Подмоклово Проезд: по шоссе Москва — Крым, у поста ДПС "105 км" поворот на с. Лукьяново, от с. Лукьяново 7 км. до с. Подмоклово Реквизиты: Исторические исследованияПодмоклово Село Подмоклово до XVII века числилось в Тарусском уезде, затем в Алексинском, а с 1929 года в Серпуховском районе. Во времена Ивана Грозного возле Подмоклово "из горы" добывали железную руду, позднее здесь же в каменоломнях добывали поделочный белый камень, так называемый "тарусский мрамор". В книге "Приходы и церкви Тульской епархии" сообщается: "...Название свое село Подмоклое получило от разлива реки Оки, которая во время весеннего половодья заливает строения названного села... В селе храм во имя Рождества Богородицы", который "...возобновлялся в 1883 и 1893 годах... земская школа с 1870 года". В допетровскую эпоху Подмоклово принадлежало князьям Голицыным, в начале XVIII века оно перешло к Долгоруковым и оставалось у них до конца этого века. После Долгоруковых селом владели Тютчевы, Петр Фадеевич и Анна Фадеевна, вышедшая замуж за Михаила Николаевича Васильчикова. В 1840-х годах село перешло по наследству к Александру Михайловичу Васильчикову. Выпускник Царскосельского лицея, гвардии подпоручик А. М. Васильчиков был одним из самых богатых помещиков в Алексинском уезде. В 1860 году ему принадлежали 126 дворов крепостных (598 душ крестьян мужского пола), более двух тысяч десятин земли и суконная фабрика под селом Подмоклово. В 1894 году усадьбу, землю и фабрику приобрел серпуховский фабрикант П. И. Рябов, который владел имением до 1917 года. По данным 1913 года в Подмоклове было 173 двора, в селе проживали 1368 человек. Ю. В. Беспалов Скульптуры села Подмоклова В 7 км к юго-западу от г. Серпухова, на правом крутом склоне р. Оки в с. Подмоклово, расположена церковь Рождества Богородицы, построенная в 1754 г. в усадьбе князя Н. С. Долгорукова. От самой усадьбы остались лишь флигель и часть парка. Но усадебная церковь в Подмоклово сохранилась хорошо. По замыслу и исполнению это исключительное сооружение. Этот памятник имеет форму двухсветной ротонды, перекрытой сферическим куполом с люкарнами. Храм завершен массивным барабаном. Стены церкви кирпичные оштукатуренные. Белокаменный декор — резьба на пилястрах — образует рельефный фриз во втором ярусе ротонды. Совершенно необыкновенными для храмов России являются скульптурные изображения апостолов и персонажей из Евангелия. Расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга, поставленные на высокие тумбы балюстрады, стоят 16 белокаменных скульптур высотой 1,82 м. Исследование образцов, отобранных из белокаменных фигур в 1973-1974 гг., показало, что известняк, из которого выполнены скульптуры и украшения, на 97-98% состоит из кальцита (углекислого кальция). Плотность камня 2,08-2,14 г/куб. см., водопоглощение 6,5-8,4%. По составу, структуре и физическим свойствам этот белый камень является полным аналогом известняка из мячковских карьеров. Поэтому вполне обоснованно можно предполагать, что крупные монолиты для скульптур доставляли в Подмоклово из окрестностей с. Мячково по Москве-реке и далее по р. Оке к месту постройки. В истории зодчества России нет другого примера поразительного пренебрежения к постановлению Святейшего синода, который еще в 1722 г. вынес запрет на подобного рода скульптуру в Православной Церкви. Все фигуры, несмотря на то что в течение многих лет они находились на открытом воздухе, сохранили первоначальный облик и не имеют следов разрушения. Лишь тонкая серая корочка выветривания — естественная преграда для проникновения коррозии в глубь материала — и остатки покраски или побелки защищали скульптуры от атмосферных осадков. Вследствие мягкости известняка характер резьбы, украшающий фигуры, близок к резьбе по дереву. Позы и складки одежды весьма пластичны, лица, пальцы рук и ног тщательно отделаны, хорошо выдержаны пропорции всего тела. Скульптура не может оставить равнодушным человека, впервые близко увидевшего эти образцы русского каменного искусства прошлого века. В каждой статуе — классическое совершенство исполнения, неповторимая индивидуальность. Если двигаться по окружности галереи по часовой стрелке, то вначале слева от входа в церковь располагаются фигуры апостолов Павла, Иоанна и Симона. Далее размещаются изображения двух евангелистов — Луки и Матфея. За ними следуют скульптуры трех апостолов — Филиппа, Иакова и Варфоломея. На южной стороне балюстрады установлены статуи Максима, апостолов Андрея и Иакова. К югу же обращена и фигура евангелиста Иоанна, за которой один за другим идут Марк, Фома и Матфей. Завершается скульптурный ансамбль массивной фигурой апостола Петра с ключами в руке. На цоколе каждой статуи на церковно-славянском языке вырезана глубокая надпись, поясняющая, кто изображен. Вглядываясь в скульптурные изображения, невольно ловишь себя на мысли, что неизвестный мастер создавал образы не святых, а простых русских крестьян, лишь одетых в церковные одежды и наделенных надлежащими атрибутами святых. Вместе с тем каждая из фигур имеет свою оригинальную позу и выражение, отражающие характерные черты персонажей евангелистских преданий. В истории русского искусства скульптуры из с. Подмоклова занимают особое место. Несомненно, они представляют следующую ступень по отношению к примитивным каменным фигурам у церкви с. Дубровицы и являются, по существу, настоящей скульптурой, изваянной из местного материала. Вязкость камня и податливость его резцу позволили скульптору выполнить задуманное. Л. И. Звягинцев, А. М. Викторов Р. В. Титова. Храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово и его скульптурное убранство |
|||||||||||
© Православный Серпухов |